скачать
Аюбова Петмат Алиевна, учитель истории и обществознания гимназии №5 г.Урус-Мартан
Около
ста лет тому назад, известный любому советскому школьнику дедушка Ленин
произнес ликующие слова: « Товарищи! Революция, о которой так много
говорили большевики,- свершилась!». Перефразируя товарища Ульянова,
можем с уверенностью сказать: « Господа! ФГОСы, о которых так много
говорилось в последнее время,- в действии!»
Пожалуй, первый плюс
нового ФГОС- это сохранение фундаментального ядра, которым всегда
отличалось российское образование. Второй плюс- это поворот от школы
передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности.
Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего
образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое
внедрение в практику обучения проектной и исследовательской
деятельности.
Новые образовательные стандарты ставят перед нами следующие вопросы:
Вопрос первый: ради чего учить?
В
проекте «Наша новая школа» есть такие слова: «От подготовленности,
целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько
мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны». Эта
стратегия государства заложена в Федеральных государственных
образовательных стандартах. Таков полученный социальный заказ. Вот и
ответ на первый вопрос: учить ради того, чтобы воспитать успешную
личность, конкурентноспособную в современном мире.
Вопрос второй: чему учить?
Если
раньше мы в своей педагогической деятельности руководствовались
«знаниевым» компонентом, который обеспечивал и продолжает обеспечивать
обязательное освоение учащимися ЗУНов по всем предметам, то теперь
современный образовательный процесс ориентирован на использование
младшими школьниками полученных знаний в нестандартных, неожиданных
ситуациях. Мы учим их учиться, мы учим их применять полученные знания,
умения и навыки на деле.
Вопрос третий: как учить?
Впервые
в стандарте прописаны технологии обучения. Это технологии
деятельностного вида. Хотелось бы выделить наиболее эффективные и
привлекающие лично меня: 1. Игровые; 2. Групповые; 3. Компьютерные технологии обучения; 4. Проектная деятельность; 5. Исследовательская деятельность; 6. Блочно-модульная технология. Опираясь
на личный опыт, хочу обратить внимание коллег-гуманитариев: требованиям
новых образовательных стандартов отвечает кейс-технология.
Метод КЕЙС-СТАДИ способствует развитию различных практических навыков:
1. Аналитических; 2. Практических; 3. Творческих; 4. Коммуникативных; 5. Социальных; 6. Самоанализ.
Можно
по-всякому относиться к новым образовательным стандартам. На
разрешение существующих проблем понадобится время. Нам необходимо
уяснить главное: в новом проекте ФГОС есть серьезная попытка впервые
предоставить школьникам выбор. Многие считают, что наши дети не умеют
выбирать. В этой связи хотелось бы привести притчу про родителей,
которые пришли с сыном в ресторан.
Когда официантка принесла
каждому из них меню, родители сделали свои заказы, после этого мать
захлопнула меню своего сына и сказала: - А малышу принесите отварное куриное филе и зеленый салат. Официантка не шелохнулась. Она обратилась к мальчику со словами: - Что желаете вы, сэр? - Я?- удивился мальчик.- Бифштекс и жареную картошку. Официантка улыбнулась и спросила: - Бифштекс хорошо прожаренный, или с кровью? - С кровью, пожалуйста. Когда официантка отошла, мальчик сказал родителям: - Вы не поверите, но она думает, что я – настоящий.
Наши
дети ждут от нас взрослого подхода. Они хотят, чтобы их воспринимали
всерьез, думали, что они настоящие. И что нужно нам делать для этого? На
мой взгляд, достаточно следовать нескольким правилам:
1.
Вместо того, чтобы отвечать на их вопросы и все разжевывать, сами
задавайте вопросы и давайте время на размышление; разговаривайте с ними
человеческим языком; 2. Вместо того, чтобы развлекать их, позволить самим выбрать себе занятие; 3. Вместо того, чтобы решать за них, предоставить это дело им; 4. Вместо того, чтобы оценивать поступки наших детей, старайтесь ПОНЯТЬ их; 5. Вместо того, чтобы говорить и приказывать, будьте внимательными слушателями Не
нужно бояться предоставлять выбор нашим детям. Да, будут и ошибки. Как
это банально не звучит – не ошибается тот, кто ничего не делает. Но
ведь у наших детей есть мы – педагоги, призванные помогать им в
составлении индивидуальных образовательных
траекторий…
И еще: в
новом стандарте есть попытка сориентировать обучающихся на совместное
познание мира, на «нелинейное» рассмотрение проблем и проектный поиск…В
этой связи хотелось бы поделиться личным наблюдением: на уроках с
использованием проектной технологии обучающиеся проявляют свои скрытые
таланты. Участвуя в проектной деятельности, даже самые тихие, порой и
отстающие учащиеся, показывают удивительные способности, радуя
преподавателя и радуясь сами своим успехам.
Итак, какова же роль
учителя в условиях введения новых ФГОС? Лично я вижу себя в роли
соратника, опытного, но и перенимающего опыт у своих обучающихся; вижу
себя в роли тренера- наставника, идущего к победе вместе со своими
подопечными; вижу себя в роли лоцмана, помогающего вести корабли через
рифы к безопасным гаваням…
Уважаемые коллеги! Как известно,
ночь темнее перед рассветом. Поэтому, если на вашем пути возникают
трудности, значит вы движетесь в правильном направлении. |