Проектная деятельность школьников
Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об
образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как
деятельностный характер организации образования, компетентностный
подход, наконец, проектная деятельность школьников.
Поиск в Интернете показывает, что нет ни одного школьного сайта, где
не упоминалась бы проектная деятельность школьников. То же касается и
вузовских сайтов, не говоря уже о бизнес-образовании и тренингах.
В Концепции модернизации общего образования до 2010 г. написано:
«Базовое звено образования — общеобразовательная школа, модернизация
которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение
обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности,
его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная
школа должна формировать целостную систему универсальных знаний,
умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие
современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт
российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции
отечественного естественно-математического, гуманитарного и
художественного образования» (Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года.— М., 2002.— С. 10).
Выделенный нами курсивом фрагмент текста является ключевым в
контексте этой книги. Целостная система универсальных (или общеучебных)
знаний и умений не может появиться иначе, чем в ситуации разрешения
надпредметных проблем, в опыте самостоятельной деятельности, а это и
есть проектирование. Интуитивно все, кто сегодня связан с образованием,
понимают, что проектная деятельность школьников предполагает их
активность в образовательном процессе, а без активности ребенка
образование невозможно. В то же время, что это за деятельность,
деятельность ли это, что ее мотивирует, кто ее субъект, к каким
результатам она приводит, как измерить этот результат, об этом, к
сожалению, пишут очень мало или не пишут вовсе.
Данная книга ставит именно эти вопросы. Именно ставит, поскольку мы
сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: есть название «проектная
деятельность» (или
«проект», «проектирование», «метод проектов»), есть реальная, причем
довольно развитая, образовательная практика, в которой школьники
осуществляют проектную деятельность. Но как связано первое и второе —
неясно.
Мы попытаемся ответить, с какого класса школы или с какого возраста
школьников можно, а главное, нужно вводить в проектную деятельность?
Или: есть архитектурное проектирование, но как оно связано с проектной
деятельностью школьников?
Самое простое было бы сказать, тем более во введении к книге с
названием «Проектная деятельность школьников», что ответам на эти
вопросы и посвящена данная книга, что было бы слишком самонадеянно, тем
более что в сфере образования нет прописных истин. Как бы мы ни
определили термин «проект», все равно кто-то с ним не согласится. И
прекрасно! Потому что нельзя более не замечать очевидных вопросов и
несуразностей.
В одном из положений о проектной деятельности на школьном сайте
сформулированы такие требования к проектам семиклассников, что
кандидатские диссертации могут получить максимально один балл из трех
возможных. И еще там сказано, что семиклассники могут выполнять (правда,
под руководством педагога) персональный проект продолжительностью в
год. Это действительно так? Кто-то согласится, а кто-то начнет спорить.
Книга, которая перед вами,— приглашение к обсуждению. Мы хотим
обсудить проектную деятельность школьников с самых разных сторон.
Фактически мы пытаемся разглядеть то, что называют проектной
деятельностью, и выделить в ней важные, ключевые черты и
характеристики. Как и учебная, проектная деятельность бесконечно
разнообразна, противоречива и многогранна. Она может возникать и на
уроке, и во внеклассной работе, на материале физики или биологии,
русского языка или истории — везде. Достаточно этого?
Трудно сказать. Нельзя дать определение, потому что определения в сфере практики — дело неблагодарное.
А что можно? Что вообще можно сказать о проектной деятельности?
Можно, и этот прием реализован в книге, посмотреть на происхождение
проектной деятельности — в культуре и в образовании, можно найти ее
прототипы в естественной жизни детей, можно найти ее место в логике
детского развития. Можно, наконец, подумать о том, как проектная
деятельность может возникать в конкретной школе. Но нельзя, и это тоже
необходимо сказать заранее, дать прямые предписания. Нельзя создать
работающую без сбоев методику обучения проектной деятельности.
Такова наша принципиальная позиция, и мы постараемся обосновать ее в
книге. Поэтому данная книга не подойдет тем, кто ищет однозначных,
понятных и прямых рекомендаций.
Эта книга написана для учителя. Хотя многое, о чем здесь написано,
обычно обсуждается не в учительской среде. А к учителю обращаются,
когда дискуссии уже завершены и выводы сделаны. Обращаются с советами и
рекомендациями. У нас таких рекомендаций, к сожалению, нет. Нет потому,
что дискуссия, кажется, еще не начиналась, хотя всем уже вроде бы все
понятно. И главное, потому, что, как только начинаются рекомендации по
поводу проектной деятельности, сама проектная деятельность
прекращается.
Практически все, о чем написано в этой книге, реально существует в
практике современного российского образования. Где-то полнее, где-то
лишь в виде отдельных начинаний отдельных учителей. Мне удалось
познакомиться с этой практикой в ходе нескольких проектов,
руководителем которых на протяжении последних пяти
лет был А. Г. Каспржак. Ему и моим коллегам по этим проектам,
особенно педагогам Красноярской гимназии «Универс», я выражаю искреннюю
признательность.
И наконец, прежде чем начать разговаривать о проектировании подробно и
обстоятельно, можно остановиться и прочитать написанное подростком.
Вот что написала Дуня Б. (14 лет).
«Я хотела бы понять... Понять — значит сделать внятным, прозрачным,
объяснимым. Но мы, изучая мир по школьным учебникам, зачастую так и не
приближаемся к его пониманию. Точнее, у нас возникают иллюзии понимания,
но очень скоро эти иллюзии опровергаются собственным жизненным опытом.
И тогда видишь, что понимание не может прийти извне, а может быть
только твоим собственным.
Понимание нельзя выучить или усвоить — его можно только выстрадать. И
начинается путь понимания только со своих собственных вопросов, со
своих собственных нестыковок с миром и с собой».
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.