Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в
системе общего образования отвечает новым социальным запросам,
отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному
информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном
потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и
познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую
компетенцию, как умение учиться.
Универсализация содержания
общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра
общего образования включает совокупность наиболее существенных идей
науки и культуры, а также концепцию развития универсальных учебных
действий.
В связи с тем что приоритетным направлением новых
образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала
общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение
развития универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным
изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей
задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение
учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это
достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися
социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)
рассматриваются как производные от соответствующих видов
целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов
универсальных действий.
Концепция развития универсальных учебных
действий разработана на основе системно-деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Эта концепция в
начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам
начального общего образования и дополнить традиционное содержание
образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования
образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях,
начальной школе и обеспечения преемственности образования. Концепция
должна стать основой для разработки учебных планов, программ,
учебно-методических материалов и пособий в системе начального
образования.
Актуальность концепции развития универсальных
учебных действий для начального общего образования обусловлена
следующими факторами:
— необходимостью ускоренного
совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации
общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания
условий для достижения успешности всеми учащимися;
— задачами
формирования общекультурной и граждан-ской идентичности учащихся,
обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного,
этнического и религиозного разнообразия российского общества. Уже к
концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка,
складывается система представлений о моральных нормах и правилах,
обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения
отношений между людьми, формируется Я-концепция, включая культурную и
этническую самоиндентификацию. Целенаправленное формирование
общекультурной и гражданской идентичности личности выступает как
актуальная задача воспитания ребенка уже на первых ступенях его
включения в институты социализации;
— необходимостью сохранения
единства образовательного пространства, преемственности ступеней
образовательной системы. Актуальность проблемы обеспечения
непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием
явлений школьной дезадаптации, причины которой объясняются низким
уровнем школьной зрелости, недостаточной психологической готовностью
детей к школьному обучению, не-удовлетворительным государственным и
социальным контролем за ходом и динамикой психического развития детей. В
связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов
развития детей со всей остротой встает задача целенаправленного
управляемого формирования системы универсальных учебных действий,
обеспечивающих умение учиться;
— возрастанием требований к
коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного
общества, степени ответственности и свободе личностного выбора,
самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит
отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и
межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и
травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления
враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает
особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе,
быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать
партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на
проблему.
Формирование способности и готовности учащихся
реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить
эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения
мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного
развития детей, а также могут быть использованы авторами
образовательных стандартов, учебников и учебно-методических материалов.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования