Проектные задачи в начальной школе
Проектная деятельность и проектные задачи
В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются
результаты международных исследований, в частности исследования PISA.
Однако в этом исследовании принимают участие школьники 15—16 лет, и
поэтому у читателя может возникнуть закономерный вопрос: какое
отношение это имеет к начальной школе? Попробуем с помощью цифр ответить
на этот вопрос.
В 2000 г. Россия в исследовании PISA заняла 15-е место. Участники
этого тестирования закончили начальную школу в 1994—1995 гг. В 2003 г. в
этом же исследовании Россия занимает уже 32-е место. Участники
тестирования закончили начальную школу в 1997—1998 гг. А в 2006 г.
Россия на 37-м месте. Соответственно участники этого тестирования
закончили начальную школу в 2000—2001 гг. Сопоставление полученных
данных наводит нас на определенные размышления.
Начальная школа за последние 15 лет стала одним из самых
инновационных направлений развития российского образования. В настоящее
время в начальной школе параллельно существует более 15
учебно-методических комплектов, представляющих три образовательные
системы начального образования (традиционную, систему Л. В. Занкова,
систему Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) 1.
При этом, судя по опросу учителей начальной школы, более 80%
педагогов — приверженцы традиционной системы обучения, используют
многократно переиздававшиеся учебно-методические комплекты по математике
под редакцией М. И. Моро и по русскому языку Т. Г. Рамзаевой.
Указанные цифры провоцируют ряд вопросов:
— Почему чем больше вариативных учебников и инноваций в начальной
школе, тем ниже результаты в международном исследовании PISA?
— А может быть, во всем «виновата» основная школа? Начальная школа
все делает хорошо, а вот далее в 5—9 классах утрачивается весь
потенциал, заложенный в первые четыре года школы.
— Почему при таком разнообразии учебников большинство педагогов
начальной школы продолжают работать по одним и тем же учебникам?
Один из ответов на эти вопросы связан с продолжением ориентации
начальной школы на традиционные знания, умения и навыки, несмотря на
то, что во всех официальных документах Правительства РФ заявлены
ориентиры на компетентностный подход в образовании.
Нельзя сказать, что эта проблема возникла только в последнее время.
Еще в 1999 г. эксперты отмечали «беспомощность младших школьников в
ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их
повседневной жизни, недостатки в формировании общеучебных умений
(умение провести анализ условия задачи, контроль своих действий, оценка
полученных результатов)».
Спустя пять лет в рамках широкомасштабного эксперимента по
модернизации образования эксперты вновь фиксируют: «Младшие школьники
вполне успешно справляются с заданиями, проверяющими ЗУНы, и
значительно хуже выполняют все те задания, верное решение которых
зависит от уровня сформированности отдельных компонентов учебной
деятельности — правильного понимания и четкого выполнения инструкции,
понимания учебной задачи, самоконтроля… Общий вывод: учителя начальной
школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального
обучения, сформулированные в ходе модернизации образования: научить
младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.
По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и
навыками». А как следствие результатов образования на выходе из
начальной школы — неумение пользоваться арсеналом разных учебных средств
в новой, незнакомой, нестандартной учебно-практической ситуации.
Поэтому все более актуальным становится использование в
образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение
самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию,
умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая
дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают
решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков
самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и
методов обучения, обновление содержания образования.
При разработке федеральных государственных стандартов второго
поколения приоритетом начального общего образования становится
формирование общеучебных умений и навыков, а также способов
деятельности, уровень освоения которых в значительной мере
предопределяет успешность всего последующего обучения 1.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и
умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного
предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников
умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает
поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в
частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов
составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в
создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного
материала в процессе выполнения проектов.
Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной
деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это
механический перенос метода проектов в начальную школу из основной или
старшей школы, либо простое присваивание названия «проект» всему, что
только ни делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника —
«проект» и т. д.
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не
соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить
способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для
этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно.
Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников
могут стать проектные задачи. Именно конструирование, решение таких
задач и рассматривается в этой книге.
Основная цель книги — показать читателю, как с помощью построения
системы проектных задач можно решать современные проблемы начального
образования, в частности, осуществить переход на компетентностный подход
в образовательном процессе, а также вооружить младших школьников
средствами и способами будущей проектной деятельности в средней школе.
Подчеркнем, что речь идет не об отдельных задачах, вкрапляемых в
образовательный процесс, а именно об их системе, задающей узловые,
реперные точки этого процесса.
Для того чтобы определить роль и
место проектных задач в образовательном процессе, необходимо
разобраться в том, как должно быть устроено образовательное
пространство в начальной школе, каковы его структура и содержание.
Этому посвящена первая глава книги о деятельностной педагогике. Без
системных изменений в строении всего образовательного пространства новых
образовательных результатов достичь практически невозможно (это
демонстрирует нам традиционная практика последних десяти лет). Система
решения проектных задач может дать определенные образовательные эффекты
только в том случае, если работа школы будет строиться в идеологии и
технологии деятельностной педагогики.
Во второй главе о проектной задаче рассматривается новый тип задач в
начальной школе. В образовательной практике, как правило, используются в
основном два типа задач: конкретно-практическая и учебная. Здесь мы
рассмотрим специфику нового типа задач, их цели, формы, способы и место
применения.
Третья глава об использовании проектных задач в образовательном
процессе имеет исключительно практический характер. В ней
рассматриваются конкретные примеры разработок и решения проектных задач
на разных этапах начального образования.
В книге представлены разные типы проектных задач, технология их
конструирования, методика их решения, система оценивания и формы
предъявления учебных достижений как результатов решения проектных задач в
рамках специально деятельностно организованного образовательного
пространства начальной школы.
Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая
их, младший школьник фактически осваивает основы способа
проектирования. По нашей гипотезе, овладение основами этого способа в
начальной школе 1 поможет учащимся в дальнейшем содержательно и
грамотно осваивать проектную (учебно-проектную) деятельность как
ведущую в подростковой школе 2. Таким образом, проектные задачи в
начальной школе могут стать прообразом будущей проектной деятельности
подростков.
В то же время решение проектных задач не только работает на
перспективу, но и способствует более высокому (компетентностному) уровню
усвоения программного содержания собственно начальной школы.
Надеемся, что эта книга не оставит вас равнодушными, возможно,
вызовет дискуссии, что станет началом разговора о том, как приблизить
реально начальную школу к решению современных задач образования.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.