Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор
От авторов
С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:
— расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
—
плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой
информации (телевидение, Интернет, печать, FM-радио) и
видео-аудио-компьютерной индустрии;
— разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
— экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
— разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;
— нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Достойно
ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в
отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и
поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с
позицией воспитателя.
Воспитание в школе — это не специальные
мероприятия. Как подчёркивается в Примерной программе воспитания и
социализации обучающихся (начальное общее образование), «подход, при
котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически
отделено от содержания деятельности ребёнка в школе, в семье, в группе
сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения,
усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к
изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от
старшего поколения детей и молодёжи. Это приводит к ещё большему
нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву
связей между поколениями, атомизации личности, снижению её жизненного
потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия
другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».
Воспитание
в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и
детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а
не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание
принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному
виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать
собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и
внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую,
трудовую и др.) деятельность.
Именно так ставится вопрос в новом
Федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое
внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Наша
книга о том, как организовать воспитывающую внеурочную деятельность
школьников, как целенаправленно достигать в ней воспитательных
результатов и эффектов, в каких культурных формах и на каком содержании
это лучше делать, как проектировать различные образовательные программы
внеурочной деятельности и претворять их в жизнь. Решение этих задач
заложено нами в оригинальный методический конструктор. Хочется
надеяться, что творческая работа педагогов с методическим конструктором
внеурочной деятельности поможет школе обрести второе дыхание — жизнь
после уроков.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования.