Обществознание
Статус примерной учебной программы
Примерная учебная программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для всех общеобразовательных учреждений, обеспечивающих получение основного общего образования. Примерная программа не задает последовательности изучения материала и распределения его по классам. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала и определению последовательности его изучения.
Структура примерной программы по обществознанию
Примерная программа основного общего образования по обществознанию содержит следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по
данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания
курса по обществознанию на этой ступени, описывается структура курса по
обществознанию и последовательность изложения материала, требования к
результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной
деятельности, место предмета в Базисном учебном (образовательном)
плане;
• содержание курса, включающее перечень основного изучаемого
материала, распределенного по содержательным разделам с указанием
примерного числа часов на его изучение;
• примерное тематическое планирование с описанием видов учебной
деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на
изучение соответствующего материала.
Общая характеристика примерной программы по обществознанию
Примерная программа основного общего образования по
обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания
общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень
вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В
примерной программе основного общего образования по обществознанию
сохранена традиционная для российской школы ориентация на
фундаментальный характер образования.
«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом
которого являются научные знания о человеке
и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого
человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах
исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология,
экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика,
социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная
база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его
предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер
обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание»
как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на
современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую
обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках
учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия
содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены
познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового
возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития
рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
• воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в
подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной,
политической и правовой культуры, становлению социального поведения,
основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к
личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению
мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для
школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства;
• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения
типичных задач в области социальных отношений; для осуществления
гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам
как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского
мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с
научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания,
монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения
диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе
с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых
систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических
и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной
жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания
наук: социологии,
экономической теории, политологии, культурологии, правоведения,
этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций
явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для
сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в
пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни
человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил,
понимание их роли как решающих регуляторов
общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной
жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности
человека; основных требований трудовой этики в современном обществе;
правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе,
умение использовать современные средства связи и коммуникации для
поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение
различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести
диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку
зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Характеристика содержания основного общего образования по обществознанию
Отбор учебного материала для содержания примерной программы по
обществознанию для основной школы осуществляется с учетом целей
предмета, его места в системе школьного образования, возрастных
потребностей и познавательных возможностей учащихся 5—9 классов,
особенностей данного этапа их социализации (расширение дееспособности,
получение паспорта и др.), ресурса учебного времени, отводимого на
изучение предмета.
Структура курса и последовательность предъявления материала. В
школьном курсе по обществознанию нет принципа «неодолимой силы»,
такого, как принцип хронологии в истории, который диктовал бы лишь одну
последовательность построения курса. Образовательно-воспитательные цели
данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием
различных моделей построения содержания курса для основной школы.
Последовательность, предложенная в примерной программе по
обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих
принципов отбора содержания и логики его развертывания, также
особенностями построения учебного содержания курса на этом этапе
обучения. При распределении тем примерной программы по обществознанию в
основной школе следует иметь в виду, что каждый класс рассматривается
как относительно самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то
же время как звено в развертывании целостной и относительно
завершенной, т.е. охватывающей все основные элементы, социальной
картины мира.
Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию
как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает
опыт, с того, что наиболее близко
и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и
ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое
внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений.
Эта тематика доминирует
в 5 классе.
Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных
представлений об обществе как динамически развивающейся целостности.
Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о
российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об
особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно
содействовать воспитанию у учащихся патриотичес-ких чувств,
общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.
Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе
выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни.
Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали
упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в
некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача
изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе
не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных
социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий,
она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к
выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и
правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых
ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них,
дать опыт оценки собст-венного поведения и поступков других людей с
нравственно-правовых позиций.
Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества:
экономики, политики, социальных отношений, культуры — происходит в 8—9
классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с
рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому
обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и
представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по
обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на
информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в
пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы
к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной
роли нашего Отечества.
При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в
каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным
учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют
включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и,
что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем
различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с
изучением обществознания или опережать его. В свою очередь,
обществоведческая подготовка учащихся 5—9 классов вносит свой вклад в
формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и
представления о мире и человеке, о способах познания и изменения
действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно
осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного
образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной
жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает
создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям,
наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием
данного предмета предполагает использование разнообразных средств и
методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся
только начинают систематическое изучение содержания курса по
обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие
раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи
обобщенных знаний курса с личным (пусть пока
и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с
их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с
предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно
одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм
морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик
поведения.
На старшей ступени основной школы расширяется круг источников
социальной информации: помимо учебного содержания курса по
обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются
материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и
публицистическая литература. Организуется также изучение небольших
фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается
использование элементов проектных методик.
Особого внимания требует использование в учебном процессе
компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их
образовательные возможности и в то же время отчетливо осознавать границы
их применения, уметь органически сочетать эти технологии с
традиционными методиками.
Примерная программа по обществознанию для основной школы призвана
помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей
продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает
определенная оснащенность учебной деятельности источниками и
учебно-познавательными средствами.
В учебном кабинете обществознания целесообразно иметь тексты
Конституции Российской Федерации, важнейших законодательных актов;
тематические таблицы и другие средства наглядности. При работе с
использованием новых информационных технологий могут быть привлечены
материалы Интернета,
а также созданные для основной школы цифровые образовательные ресурсы.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном (образовательном) плане.
«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования Заказать книгу можно на сайте издательства.