Гайрабеков Аюб Якубович - директор ГБОУ СПО «Грозненский государственный колледж экономики и информационных технологий»
Уважаемые коллеги!
В
российском образовательном сообществе система начального и среднего
профессионального образования является наиболее подготовленной для
решения задачи по обеспечению возможностей постоянного развития знаний и
особенно профессиональных знаний современного человека. Наша система
наиболее гибкая, близкая к производству, достаточно низкоемкая и
способная при незначительных преобразованиях обеспечить решение той
задачи, которая ставится перед всей мировой системой образования –
образование и обучение в течение всей жизни.
Реализация
Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной
сферы Чеченской Республики способствовала возрождению разрушенных войной
профессиональных образовательных учреждений региона. В настоящее время
в республике функционирует сеть учреждений профессионального
образования, которая после ее реформирования включает 9 училищ, 15
учреждений среднего профобразования и три высших учебных заведения.
С
2012 года Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2011 года № 2413-р переданы в ведение региона бывшие федеральные
ССУЗы: Грозненский государственный колледж экономики и информационных
технологий, Грозненский политехнический техникум и Серноводский
аграрно-технический колледж. Учреждения начального профессионального
образования нашей республики уже третий год находятся на местном
бюджете.
В соответствии со стратегией социально-экономического
развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года,
утвержденной Распоряжением Правительства РФ №1485-р от 06 сентября 2010
года, Программой социально-экономического развития Чеченской Республики
на 2011-2015 годы разработана Комплексная программа развития
профессионального образования Чеченской Республики на 2012-2016 годы. В
рамках реализации данной программы, в целях оптимизации и
реструктуризации республиканской образовательной сети, удовлетворения
потребности населения республики в получении качественных
образовательных услуг, профессий и специальностей, востребованных на
рынке труда, Распоряжением Правительства Чеченской Республики в октябре
2011 года шесть учреждений НПО реорганизованы в техникумы. Они получили
следующие названия в соответствии с профилем выпускаемых специалистов:
ПЛ № 3 – Гуманитарно-технический техникум; ПУ № 2 – Чеченский
технологический техникум; ПУ № 8 – Гудермесский железнодорожный
техникум; ПУ № 13 – Строительно-технический техникум; ПУ № 17 –
Калиновский техникум механизации сельского хозяйства; ПУ № 4 –
Грозненский технологический техникум сервиса.
В Концепции
модернизации и развития системы образования Чеченской Республики на
период до 2010 г., утвержденной решением коллегии МО и Н ЧР
от.19.01.2006г. было записано: «В настоящее время чеченский народ имеет
самые низкие показатели по числу лиц с высшим образованием по сравнению с
народами Российской Федерации и СНГ. Даже у тех народов, которые в
прошлом разделили с нами судьбу сплошной депортации, эти показатели
несопоставимо выше. Так, к 1994 году доля лиц с высшим образованием
составляла: среди карачаевцев – 12,5%, среди балкарцев – 13,4%, среди
калмыков – 14,7%, среди чеченцев – 5,8%. За истекшее десятилетие
тотального разрушения социально-экономической и духовной сферы
чеченского общества положение еще более усугубилось». /Вестник Института
проблем образования Минобрнауки ЧР. Вып. 4. 2006г., с.5/. Не лучше
обстояли и обстоят дела и в системе начального и среднего
профессионального образования.
О правильности мер,
предпринимаемых Министерством образования и науки Чеченской Республики
по расширению сети учреждений среднего профобразования, говорят
следующие цифры. Если проследить плотность обучающихся в средних
профессиональных учебных заведениях Российской Федерации по регионам в
расчете на 10 тыс. чел. населения, то по данным Федеральной службы
государственной статистики и Чеченстата получается следующая картина. В
2005 г. в среднем по России этом показатель составляет – 172 чел., по
тогдашнему Южному федеральному округу самый низкий показатель – 150
чел., при этом по ЧР всего 85 чел. По данным за 2010 год в нашей
республике на 10 тыс. человек населения приходится всего лишь 103
студента учреждений СПО. В высшей школе этот показатель составлял в 2005
г. в среднем по России – 417, по ЮФО – 377, а по Чеченской Республике –
всего 220 чел. (в 2010 году – 259 чел.).
Плотность
обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях России в
расчёте на 10 тыс. человек населения (2005 г.)
Регион
Высшие учебные
заведения
Средние специальные
учебные заведения
Плотность
студентов
в расчёте
на 10 тыс.
человек
Отклонение
от среднего
значения по России
Плотность
студентов
в расчёте
На 10 тыс.
человек
Отклонение
от среднего
значения по
России
Всего по России
417
0
172
0
Северо-Западный
519
+102
183
+11
Центральный
572
+155
173
+1
Поволжский
410
-7
188
+16
Южный
377
-40
150
-22
Уральский
383
-34
188
+16
Сибирский
507
+90
183
+11
Дальневосточный
392
-25
166
-6
Чеченская Республика
220
-197
85
-87
Плотность обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях России в расчёте на 10 тыс. человек населения (2010г.)
Регион
Высшие учебные
заведения
Средние специальные
учебные заведения
Плотность
студентов
в расчёте
на 10 тыс.
человек
Отклонение
от среднего
значения по России
Плотность
студентов
в расчёте
на 10 тыс.
человек
Отклонение
от среднего
значения по
России
Всего по России
493
0
148
0
Южный
423
-70
161
+13
Северо-Кавказский
387
-106
102
-59
Республика Дагестан
370
-123
87
-61
Республика Ингушетия
282
-111
50
-98
Кабардино-Балкарская Республика
327
-166
77
-71
Карачаево-Черкесская Республика
355
-138
109
-39
Республика Северная Осетия-Алания
477
-16
110
-38
Ставропольский край
483
-10
131
-17
Чеченская Республика
259
-234
103
-45
- Социальное положение и уровень жизни населения России. Статистический сборник. М., 2011. - Чеченская Республика в цифрах. Краткий статистический сборник. Грозный, 2011, с.23, 45.
Данную
статистику мы приводим для того, чтобы от имени Совета директоров
учреждений НПО и СПО еще раз убедить педагогическое сообщество и
руководство республики в том, что у нас не только нельзя сокращать
количество действующих вузов, техникумов и колледжей, а наоборот:
необходимо открыть еще несколько техникумов, особенно в сельских
районах, в том числе и используя материально-техническую базу
действующих и реорганизуемых учреждений начального профессионального
образования. В Российской Федерации есть регионы, где ССУЗов
насчитывается более полусотни. Перспективы социально-экономического
развития республики диктуют необходимость строительства как минимум
трех, а то и пяти новых учреждений профессионального образования.
МБОУ "Гудермесская СШ №9" 366203, Чеченская Республика, г. Гудермес, ул. Центральная, 20. показать на карте Пожеланияипредложенияпосайту направлять на e-mail: mail@9shcola.ru
Информация размещенная на сайте МБОУ «Гудермесская СШ №9» ,
относится к информационной продукции, допускаемой к обороту для детей, достигших
возраста6+лет в соответствии со статьей 8 ФЗ №436 от 29.12.2010 г.