Сама жизнь заявила о необходимости смены парадигма образования. На смену
традиционным учебникам приходят учебники нового поколения.С
учебниками нового качества связывают возможности повышения уровня
образованности, рост мотивации учащихся к освоению предметного
содержания, успешность подготовки их к ЕГЭ, реализацию «творческого
потенциала учителя», переход к индивидуальным траекториям и многое
другое.
Появление нового учебника связано с «запуском»
федеральных государственных образовательных стандартов нового
поколения, которые призваны коренным образом изменить традиционную
модель обучения.
И всё – таки, какой он – учебник нового поколения? На какие вызовы нового времени ответит? Какие проблемы решает?
В
2012 году Министерством образования и науки ЧР и ЧИПКРО проведено
много семинаров для педагогических работников школ, руководителей
методических объединений общеобразовательных учреждений, заместителей
директоров образовательных учреждений по научной работе республики.
Ознакомили их с происходящей перестройкой архитектуры учебников
федерального и регионального компонентов, их методических аппаратов.
Как
отметил на одном из совещаний с руководителями муниципальных
образовательных учреждений районов и городов республики министр
образования и науки Чеченской Республики А.А.Музаев «за новыми
федеральными государственными стандартами» стоят «новая школа» и
«учебники нового поколения».
Также А.А.Музаев отметил, что «без
качественных учебников и УМК ни один учитель не достигнет цели в
повышении своего профессионального уровня». Чем «учебники нового поколения» отличаются от прежних учебников? На эти и многие другие вопросы чеченские учителя искали ответы на семинарах.
За
последние три года в образовании республики стало хорошей традицией
организовывать на базе Чеченского института повышения квалификации
работников ЧР семинары издательств по предметам федеральных
учебников. Многие учителя сельских школ по старинке пользовались
тем, что есть. Это сказывалось на качестве знаний. Современные методики
должны идти в ногу со временем.
В 2011/2012 учебном году более
40% учителей первых классов школ нашей республики начали апробацию
федеральных учебных комплектов разных издательств России. За летний
период на базе ЧИПКРО была организована и проведена работа по
«перестройке» учителя начальных классов, а также педагоги всех лицеев и
гимназий республики в 5 – х классах по 8 –ми предметам начали
трудиться по новым образовательным стандартам. Данные образовательные
учреждения приказом министерства являются пилотными площадками по
введению в образовательный процесс образовательного учреждения новых
стандартов с опережением на 2 года вперед.
В этом году авторы
учебников и учебных пособий, методисты по учебным предметам издательства
«Русское слово» в каникулярное время школьников и в начале учебного
года провели семинары для учителей школ нашей республики. За
последние три года впервые в истории чеченского образования организованы
и проведены семинары для учителей школ с участием авторов федеральных
учебников и специалистов 17 издательств г.Москвы. Нельзя не подчеркнуть
особые успехи авторов учебников и методистов издательства «Русское
слово», которое является одним из «открывателем дороги московских
издательств» к учительству республики. Это издательство с 2007 года
начало обучать педагогических работников школ методическим и
дидактическим структурам учебников. С внедрением новых образовательных
стандартов – учить учителя мыслить по новому, как это затребовали
происходящие изменения в жизни общества.
Итоги проведенной
работы издательством показали, что апробация учебников только этого
издательства с начала этого учебного года ведётся в 136 школах
Чеченской Республики.
Нельзя забывать о том, что для написания
учебника недостаточно только знаний по своему предмету. Автор должен
быть всесторонне образованным, умеющим широко мыслить, а также знающим
методику преподавания, психологию ребенка, особенности его развития и
восприятия мира в том или ином возрасте. Только тогда можно создать
интересный ученику учебник и полезный учителю.
Учебники и
учебные пособия издательства «Русское слово» созданы ведущими учеными,
методистами, преподавателями-практиками. Они написаны с учетом
современного состояния научных знаний по соответствующим дисциплинам,
снабжены иллюстрациями, наглядными материалами, соответствуют
действующим образовательным стандартам. Эти требования относятся ко всем
учебникам: федеральным и региональным.
В этом же издательстве
выпущено новое учебное пособие по предмету «История религий» для
учащихся 5 – х классов образовательных учреждений ЧР. Другое новое
учебное пособие «Основы ислама» для учащихся 5 – х классов выпущено и
издательстве «Путь» ЧР. Эти пособия по своему содержанию тоже внесли
новизну в чеченское образовательное пространство. Ведь, учащиеся школ
уже с 10 лет глубоко ознакомятся не только с основными традиционными
понятиями своей исламской религии, но и узнают об истории религий
других народов, населяющих нашу страну.
Знание учащимися
школьного возраста истории и культуры других народов, на мой взгляд,
будет способствовать взаимообогащению религиозных культур разных
народов, воспитанию толерантного отношения детей к религиозным
культурам других народов.
Думается, что «Учебники нового
поколения» должны стать настоящим помощником ученику в овладении новыми
знаниями и навыками, в которых будут воплощены идеи модернизации
российского образования. Так, в начале 2012/2013 учебного года в учебный
процесс наших школ внедрились ещё 2 учебника, «вдохнувшие» в своё
содержание требования новых федеральных образовательных стандартов.
Хотелось
бы, чтобы новый чеченский букварь авторов Алиевой С., и др.
авторов «Абат» для учащихся первых классов образовательных учреждений и
книга для чтения «Дешаран книга» для первого класса тех же авторов
способствовали развитию ключевых компетенций учащихся первых классов –
готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы
деятельности на уроках, в реальной жизни. Хотелось бы, чтобы в
чеченских учебниках были предусмотрены проверочные работы, тренировочные
упражнения. Насколько соответствуют этим общепринятым нормам учебники
разных систем, внедренных в этом учебном году в образовательный процесс
школ республики, в том числе и чеченских, покажут результаты апробации
новых учебно-методических комплектов учителями школ республики. Они
будут подведены в начале апреля месяца 2013 года.
Разумеется,
переход от существующих учебников на новые учебники всегда
сопровождается проблемами. Это касается и учебников регионального
компонента, требующих коренного пересмотра в соответствии с
требованиями новых федеральных образовательных стандартов. Ведь, чтобы
воспитать в школьнике чувство любви к родному краю, не обязательно
бесконечно автору повторять в учебниках фразу: «Чеченская республика –
возрождающаяся республика». Думается, будет правильно, если ученик,
изучая чеченский язык и литературу, историю и географию своего родного
края, сам придет к такому выводу.
Мы прекрасно знаем, только
семья может заложить элементы патриотического воспитания: любовь к
ближним, соседям, улице, селу или городу. Только пройдя все эти этапы
ребенок, подрастая, узнает, что есть и Родина, родной край. С первой же
ступени обучения в школе через главный инструмент работы учителя и
ученика ребенок узнает, о понятии малой и большой Родины.
Необходимо
создать для чеченских школьников сильные учебники, по которым они
будут учиться в 21 веке, создать и электронные учебники, которые
поставят чеченское образование на качественно новую ступень.
Серганова Зина Зайнутдиновна, помощник министра образования и науки ЧР по вопросам учебников и школьных библиотек |