Острой проблемой во второй половине 50 – 80-х гг. ХХ века
в Чечне было возрождение образования, науки и культуры. Таким образом,
первой задачей школьной реформы в Чечено-Ингушетии было восстановление
национальной школы.
Наметившаяся тенденция уменьшения числа национальных школ при увеличении
средних в 70-х гг. нашла свое дальнейшее развитие. Так, число начальных
школ в 1957-1978 гг. уменьшилось со 148 до 27, а средних возросло с
91 до 359. Основной стала средняя общеобразовательная школа.
В декабре 1966 года состоялось заседание Совета Министров ЧИАССР по
вопросу улучшения работы средней общеобразовательной школы. При
сохранении ведущей роли общеобразовательной школы в годы восьмой и
девятой пятилеток делался упор на средние специальные учебные заведения и
профессионально-технические училища, дающие вместе со средним
образованием и профессию. За годы 8-ой и 9-ой пятилеток средние
специальные учебные заведения республики окончили 33,4 человек. В 1975
году в 12 – ти средних специальных учебных заведениях Чечено-Ингушетии
обучалось 15,3 чел., в 8 профессионально-технических училищах- 3,5 тыс.
чел.
В республике получил распространение лозунг «Каждому молодому
труженику – среднее образование!». Число рабочей молодежи за семилетие
увеличилось почти в 2 раза, число учащихся из них – в 2,6 раза.
В 1964 - 1965 учебном году в республике были построены школы на 9 350
мест. Численность учащихся возросла в 2,4 раза. В 558
общеобразовательных и вечерних школах рабочей и сельской молодежи в
конце пятилетки обучалось 240 тыс. человек. Особое значение в деле
образования молодежи придавалось вечерним и заочным школам, в которых
сельская и молодежь обучается без отрыва от производства. Уже в первые
годы семилетки в республиканской заочной школе обучалось 1300 человек, а
к началу 1966 г. их стало уже 3 тыс., в том числе 585 чеченок и
ингушек.
Расширилась сеть школ-интернатов. Немаловажное значение в условиях
Чечено-Ингушетии имели школы-интернаты для девушек-горянок. В 1959/60
учебном году школьным обучением было охвачено 21 846 чеченок и ингушек, в
1965-1966 гг. – уже 65 183. Улучшилось комплектование школ
квалифицированными кадрами учителей. Если в первые годы семилетки в
республике было 5 369 учителей, то в 1955/56 учебном году их стало 10
439. В 1965 г. в школы республики влился большой отряд молодых учителей –
1620 человек, из них 658 прибыли из других областей и краев Российской
Федерации.
За годы пятилетки было построено 30 общеобразовательных школ и 14
пристроек с общим числом мест более 24 000. К 1966 г. в республике было
470 дневных, 65 вечерних общеобразовательных школ, контингент которых
составлял 281 тыс. человек. Также стала работать многонациональная,
обладающая богатым опытом 12- тысячная армия учителей, выросшая в 1968
г. по сравнению с 1966 г. на 1 300 человек. Более тысячи из них в
1966/67 учебном году достигли высокой успеваемости, среди них
педагогический коллектив восьмилетней школы №4 г. Грозный, в числе
которых были заслуженная учительница РСФСР Приставко Г.И., Макарова
Г.И.,Муталиева Л.А.,Индербиев Г.В. и др. 36 учителей республики были
удостоены почетного звания «Заслуженный учитель школы ЧИАССР», 628
награждены знаком « Отличник народного просвещения», 57 учителей были
награждены орденами и медалями.
Особая роль отводилась науке и научным исследованиям. Характерной
чертой в работе научно-исследовательских учреждений Чечено-Ингушетии в
этот период была тесная связь с производством. Это закреплялось, прежде
всего, тем, что научные исследования ученых проводились на основании
заключенных с промышленными предприятиями договоров.
Руководители предприятий объединения «Грознефтеоргсинтез» считали
жизненной необходимостью, непременным условием научно-технического
прогресса тесный творческий союз мысли и труда. Ученые Грозного получали
возможность проверять свои открытия на практике, а заводчане быстрее и
эффективнее применять их.
История развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической
промышленности г. Грозный, начиная с первых пятилеток, неразрывно была
связана с использованием и внедрением работ грозненских институтов –
Научно-исследовательского ГРОЗНИИ и проектного «Грознефтехимпром».
Коллектив института провел значительную работу по расширению и
усовершенствованию производства парафинов и масел на
нефтеперерабатывающем заводе им. Ленина, осуществил исследовательские
работы по разработке технологии получения парафиновых композиций на
основе пищевого парафина П-I и полиэтиленового воска.
Примером творческого сотрудничества ученых ГРОЗНИИ и
производственников служило создание, усовершенствование и расширение
производства цеолитосодержащего катализатора с редкоземельными
элементами, названного «Цеокор-2». Этот катализатор, созданный в
лабораториях института, вызвал большой интерес на Новогрозненском заводе
им. Н. Анисимова. Экономический эффект от внедрения результатов
хоздоговорных научных разработок, выполненных сотрудниками Грозненского
нефтяного института им. академика М.Д. Миллионщикова в 1975 г.,
составил 13 млн. 100 тыс. рублей.
В вузах и научно-исследовательских институтах республики
насчитывалось 1775 научных сотрудников, среди которых 328 кандидатов
наук, 21 доктор, в том числе кандидатов и докторов наук женщин – 61, из
них 15 – чеченки и ингушки.
Значительную роль в деле подготовки молодых специалистов сыграли вузы
Грозного – Чечено-Ингушский педагогический институт и Грозненский
нефтяной институт. В 1957/58 учебном году в них обучалось свыше 5 500
студентов. Только в ЧИГПИ обучалось 1 074 студента стационара и 938
заочников. Успешно проходили занятия на вновь созданном после
восстановления Чечено-Ингушской АССР в 1957 г. национальном отделении
филологического факультета.
В справке об учебной работе от 18 апреля 1958 г. отмечалось, что
студенты этого отделения проявили большое упорство в овладении знаниями и
в целом успешно сдали первую в их жизни экзаменационную сессию. Из
числа лиц, поступивших в 1957 году на разные факультеты
Чечено-Ингушского педагогического института, многие стали затем
высококвалифицированными специалистами. Среди них кандидаты наук Айдаев
Ю.А., Гакаев Х.А., Манкиев А.А., Вагапов Я., Эсхаджиев Я.У., Вагапова
Т., Мурдаева З., Кодзоев М., Саидова Х.Ю., Ошаев М.Х. и др. В
Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте выросла и работала
целая плеяда ученых историков и этнографов, исследователей различных
эпох и проблем: Саламов А.А., Исламов А., Ахмадов Ш., Исаев С., Ахмадов
Я., Мадаева З., Музаев М., Исаева Т., Хизриев Х., Хасбулатова З.,
Нанаева Б., Ерещенко Г.А. и др.
Важным фактором взаимосвязи культуры Чечено-Ингушетии с национальными
культурами СССР стал художественный перевод. Переводческое дело
получило в республике в 60-70 гг. значительное развитие. Было издано
около 300 произведений писателей других национальностей, переведенных на
чеченский и ингушский языки, их общий тираж составил около 4 млн.
экземпляров. Среди них лучшие произведения классиков русских и других
народов СССР. С другой стороны, русскими литераторами Тарковским А.,
Гребневым Н., Озеровой Н., Арсеньевым Н. были переведены на русский язык
ряд произведений чеченских и ингушских писателей и поэтов.
Важную роль в развитии культурного сотрудничества Чечено-Ингушетии с
другими народами СССР играли также формы обмена художественными
ценностями – межреспубликанские «Дни», «Вечера», «Недели» и «Декады»
национальных литератур. На творческих вечерах в Москве и Подмосковье
наши писатели: Ахматова Р., Мамакаев М., Чахкиев С., Ведзижев А. и др.
знакомили москвичей с достижениями республики в экономике, культуре, с
лучшими произведениями чечено-ингушской литературы. Важным культурным
событием стало выездное заседание секретариата правления Союза писателей
РСФСР, проведенное 24-25 ноября 1976 г. в Грозном, для участия в
котором съехались известные литераторы Кабардино-Балкарии, Адыгеи,
Дагестана, Карачаево-Черкессии. Из года в год увеличивалось издание
художественной литературы и периодической печати. С 1961 по 1965 г.
Чечено-Ингушское книжное издательство выпустило 78 наименований книг
художественной литературы. Наряду с уже известными писателями появились
новые яркие имена: Х.Ошаев, М.Мамакаев, А.Айдамиров, Н.Музаев,
З.Муталибов, А.Мамакаев, М.Сулаев, У.Гайсултанов, Э.Эдилов,А.Сулейманов,
З.Джамалханов, Х.Саракаев, Р.Ахматова, Ш.Арсанукаев,
А.Шайхиев,Ш.Рашидов, М.Дикаев, Л.Абдулаев, У.Ярычев, Я.Хасбулатов.
В чеченской литературе появляется немало ярких произведений. Так,
значительное воздействие на умы имели роман Х. Ошаева «Пламенные годы»,
над которым автор работал 15 лет, роман-трилогия А. Айдамирова «Долгие
ночи» и многие другие.
Анжела Валидовна, студентка 4 курса исторического факультета ЧГУ
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-Информ"
|