Учителя и киноведы гадают, как показать школьникам 100 обязательных фильмов
Список из 100 киношедевров, которые должен увидеть каждый школьник,
утвержден, но вскоре изменится. А уроки, на которых учащиеся будут с
ними знакомиться, станут обязательными, но факультативными. В этих и
других противоречиях проекта по изучению «100 лучших фильмов в школе»
вместе с учителями и кинематографистами разбирался «МК».
На самом деле, транслировать культуру в «массы» посредством кино
придумали не нынешние вожди страны, а прежние. Оцивилизовать с помощью
кинематографа красноармейцев времен гражданской войны первым придумал
Ильич. Но так как нынешние школьники столь же далеки от высот культуры,
как мобилизованные крестьяне начала ХХ века, опыт оказался применимым и к
ним, решили «наверху». Правда, с некоторой современной спецификой.
К примеру, список «лучших 100 фильмов» появился так. Вначале в режиме
онлайн его составляли все желающие киноманы, затем корректировали
киноведы, затем очищали от авторских прав в Минкульте, а теперь в
Минобрнауки решают, как с наименьшими потерями ввести его в школьную
программу. И это хорошо.
Однако, кто, в рамках какого школьного курса и в каком объеме будет
вести эти занятия, непонятно – доподлинно, по словам директора
департамента господдержки кинематографии Минкультуры Вячеслава Тельнова,
известно лишь, что «это будет факультатив». В то же время, все фильмы
из «списка Минкультуры» являются обязательными для просмотра
школьниками. Таким образом, «факультатив», похоже, станет обязательным.
Открытым остается вопрос и об учителе по новому предмету. Методики
преподавания нового курса, понятно, нет. Специалистов-предметников
данного профиля также никто никогда не готовил. Между тем, главное звено
нового предмета, особо подчеркнул директор НИИ киноискусства ВГИК
Дмитрий Караваев, заключается как раз «в том, как учитель-модератор
будет интерпретировать отсмотренные фильмы из числа обязательных». А тут
есть своя заковыка.
С одной стороны, подчеркнул президент Гильдии киноведов и
кинокритиков России Андрей Шемякин, «не хотелось бы, чтобы у ребенка от
этого обязательного списка заранее от тоски сводило скулы». Но, с
другой, как оказалось, четкого перечня обязательных фильмов не
существует. Нет, утвердить-то некий список, утвердили. Но, по словам
Караваева, «после обсуждения с учителями-модераторами его еще будут
дорабатывать».Что-то уберут (думается, начнут с эротичной «Маленькой
Веры», незнамо как попавшей в школьную программу), а что-то (например,
несколько анимационных картин, и это уже вопрос решенный) обязательно
дополнят. Так что в итоге в списке из 100 фильмов их окажется больше или
меньше сотни. И сводить все эти разрозненные концы воедино придется
школе.
Школы брэндовые такая перспектива не пугает. Там, рассказал директор и
основатель Центра образования № 686 Сергей Казарновский, «важнейшее из
искусств» для постижения школьной программы используют уже давным-давно.
При этом, в рамках какого именно предмета его вводить – неважно,
считает он (хотя логичнее всего – «в МХК, который сейчас у нас слишком
теоретизирован»). Но главное не это, подчеркнул он «МК»: «Просмотр
фильма должен идти не на уроке – это не имеет смысла. На уроке же,
скажем, раз в неделю, надо лишь обсуждать увиденное». Вести новый
предмет, по его словам, «могут и учителя МХК, и преподаватели
литературы. Но лучше, чтобы это делали люди со стороны: литераторы, люди
кино или вузовские специалисты. Короче, не замученные жизнью учителя. А
то у преподавателей литературы – свои 29 часов в неделю, выпуск, ЕГЭ».
Такое вот кино.
Источник: mk.ru |