Сегодня состоялось заседание коллегии Министерства образования и науки Чеченской Республики, посвященное вопросам учебно-методического обеспечения этнокультурного содержания общего образования и реализации мероприятий («дорожной карты») Чеченской Республики «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
По первому вопросу выступил министр образования и науки ЧР Исмаил Байханов.
По словам министра, основной целью этнокультурного образования является духовно-нравственное воспитание личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса.
«Эффективность качества этнокультурного образования в нашей республике характеризуется реализацией принятой в 2013 году Единой концепции духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики и соответствию образовательных программ начальной школы этнокультурного образования федеральным государственным образовательным стандартам и потребностям участников образовательного процесса», - заявил Исмаил Байханов.
В соответствии с требованиями новых федеральных образовательных стандартов, продолжил министр, перед Министерством образования и науки Чеченской Республики поставлена задача разработать программы, учебники, учебные пособия и учебно-методические комплекты:
1) по чеченскому языку и литературе для начальной школы;
2) по чеченскому языку и литературе для 5-9 классов;
3) по «Истории Чечни» для 6-11-х классов;
4) по «Географии Чечни» для учащихся 8-9-х классов;
5) по «Вайнахской этике» для учащихся 5-11-х классов.
Исмаил Байханов рассказал, что в соответствии с политикой поликультурности и толерантности, проводимой в республике, министерство уделяет пристальное внимание культуре и других народов. В общеобразовательных учреждениях учащиеся разных национальностей имеют возможность изучать родной язык: чеченский язык изучают 238408 чел., кумыкский – 1255 чел., ногайский – 237 чел., аварский – 205 чел.
Вместе с тем министр в своем выступлении обозначил ряд проблем. Так, в целом, этнокультурное содержание образования в республике не соответствует требованиям новых федеральных образовательных стандартов. Регион не располагает в достаточном количестве учеными, методистами и учителями- практиками, владеющими методологическими и дидактическими основами современного учебника. По чеченскому языку в начальной школе учащиеся, за исключением первых классов, занимаются по старым, не соответствующим ФГОС учебникам. К учебникам чеченского языка не разрабатываются методические разработки, полностью отсутствует наглядность: таблицы, дидактические материалы.
В качестве решения Исмаил Байханов предложил разработать с учетом замечаний и предложений комплекс мер, направленных на коренную, концептуальную перестройку работы по обеспечению школ республики учебной и учебно-методической литературой этнокультурного содержания в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов (ФГОС), а Институту развития образования ЧР – усилить работу по реализации задач, поставленных перед ним Министерством образования и науки ЧР в создании для школ республики учебной и учебно-методической литературы этнокультурного компонента.
По второму вопросу «О реализации мероприятий («дорожной карты») Чеченской Республики «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»» выступил заместитель министра образования и науки ЧР Ахмед Усманов.
Дорожная карта Чеченской Республики подготовлена Министерством образования и науки Чеченской Республики в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации от 4 декабря 2012 года, согласована с Минобрнауки России и утверждена Распоряжением Главы Чеченской Республики от 26 апреля 2013 г. № 59-рг.
Мероприятия Дорожной карты направлены на выполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования», Указа Президента от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и Указа Президента от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Распоряжением Главы Чеченской Республики от 21 мая 2014 года № 92-рг в Дорожную карту и План мероприятий были внесены изменения в части уточнения показателей.
Дорожная карта состоит из семи разделов. Это, изменения в дошкольном, общем, дополнительном и профессиональном образовании, изменения в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленные на повышение эффективности и качества услуг в данных сферах, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, показателей средней заработной платы и численности категорий педагогических работников по федеральным государственным образовательным организациям, расположенным в Чеченской Республике и изменения в сфере науки и технологий.
По словам А.А. Усманова, в настоящее время 1–4, 5–6 классы всех общеобразовательных учреждений и 7 классы общеобразовательных учреждений инновационного типа занимаются по федеральным стандартам. Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего образования в соответствии с ФГОС от общей численности обучающихся в образовательных учреждениях общего образования увеличилось на 19,5% и составляет 64,5% (плановый показатель – 45%). Это связано с увеличением количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях общего образования.
Идет процесс обеспечения общеобразовательных учреждений учебно-методической базой. Все параллельные классы начальной школы оснащены мультимедийным оборудованием. В целях передачи опыта по реализации стандартов организована работа стажировочных площадок на базе 42 общеобразовательных учреждений. Во всех стажировочных площадках имеются в наличии не менее 5 интерактивных досок, в достаточном количестве учебные и методические пособия.
В связи с переходом на ФГОС ежегодно все учителя, работающие по новым стандартам, проходят курсы повышения квалификации на базе Чеченского института повышения квалификации. За 11 месяцев 2014 года число педагогических работников, охваченных повышением квалификации, увеличилось на 920 человек.
Однако, отметил докладчик, из-за отсутствия достаточных средств, не удалось обеспечить 5-6 классы всех общеобразовательных учреждений и 7 классы учреждений инновационного типа необходимым мультимедийным оборудованием.
Также, по словам Ахмеда Усманова, в рамках реализации Плана мероприятий (Дорожная карта) были достигнуты плановые показатели доли детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей (39%), что составляет 63 тыс. детей.
Дорожной картой предусмотрено увеличение доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам: до 75% к 2020 году, в том числе в 2014 г. - 39%, в 2015 г. - 46%, в 2016 г. - 53%, в 2017 г. - 65%, в 2018 г. - 71%. Значение данного показателя на отчетную дату составило - 34,4% и свидетельствует о том, что органам управления образованием и образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного образования, необходимо активизировать работу в данном направлении.
Согласно докладу, в рамках реализации мероприятий («дорожной карты») Чеченской Республики «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», до конца текущего года планируется довести количество учреждений, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, до 5, что составит 22,7% от общего числа образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В целях увеличения доли образовательных учреждений среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с 3 до 25 % по состоянию на 1 декабря 2013 года отдельными элементами доступной среды обеспечены 20 учреждений среднего профессионального образования республики.
Последним в своем выступлении А.А. Усманов коснулся такого показателя реализации «дорожной карты», как повышение заработной платы работников образования.
Так, средняя заработная плата педагогических работников учреждений общего образования составляет 21381 рублей (100,4% по отношению к средней заработной плате по региону); педагогических работников учреждений дополнительного образования доведена до уровня 16851 рублей, что составляет 76,5% по отношению к уровню средней заработной платы по экономике республики; преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования - 18361 рублей (86,2%).