Данная статья предназначена для руководителей образовательных учреждений
и для иных работников системы образования, в должностные обязанности
которых входит функции по разработке и экспертизе локальной
нормативно-правовой документации образовательного учреждения.
Руководитель образовательного учреждения и иные работники, занимающие
соответствующие должности, обязаны подходить к вопросу разработки
устава юридически грамотно и ответственно, поскольку устав это фундамент
нормативно-правовой базы образовательного учреждения. Данная статья
призвана помочь образовательным учреждениям избежать некоторых типичных
нарушений законодательства в сфере образования, допускаемых при
разработке текстов уставов. Устав является основополагающим
документом любого образовательного учреждения, регулирующим организацию
его деятельности. Устав часто называют конституцией или внутренним
законом образовательного учреждения. В настоящее время подавляющее
большинство образовательных учреждений Чеченской Республики не
располагают юридическими кадрами. В связи с этим коллективы
образовательных учреждений допускают неточности и ошибки при разработке
устава, не могут надлежащим образом и в точном соответствии с
требованиями действующего законодательства в сфере образовании
конкретизировать свои права и обязанности, регламентировать деятельность
образовательного учреждения. Все это приводит к многочисленным
коллизиям между уставом образовательного учреждения и законодательными
актами Российской Федерации. Без качественно разработанного устава
деятельность любого образовательного учреждения не может быть налаженной
и систематизированной. Поскольку оказание образовательных услуг в РФ
является лицензируемым видом деятельности, требования к учредительным
документам любого образовательного учреждения при проведении
лицензирования и аккредитации возрастают многократно. При разработке
устава коллективы образовательных учреждений в первую очередь должны
обратить внимание на следующие нормативно-правовые документы: - "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (статья 52); -Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (статья 14); - Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (статья 13).
Если
первые два нормативно-правовых документа устанавливают общие требования
к содержанию учредительных документов юридического лица в целом и
некоммерческой организации соответственно, то статья 13 Закона РФ "Об
образовании" устанавливает требования конкретно к содержанию уставов
образовательных учреждений. Согласно статье 13 Закона РФ "Об образовании", в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения; 2) учредитель; 3) организационно-правовая форма образовательного учреждения; 4)цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) правила приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); з)
порядок регламентации и оформления отношений образовательного
учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных
представителей); 6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением; б) финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения; г)
осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и
муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным
законам); д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями
которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за
образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет
средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного
учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок
допускается федеральными законами; е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности; ж)
открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства,
финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального
образования) (за исключением негосударственных образовательных
учреждений и автономных учреждений); 7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе: а) компетенция учредителя; б)
структура, порядок формирования органов управления образовательного
учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности; в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; г) порядок изменения устава образовательного учреждения; д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; 8) права и обязанности участников образовательного процесса; 9)
перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов),
регламентирующих деятельность образовательного учреждения. В
большинстве своем уставы образовательных учреждений Чеченской Республики
содержат в себе положения, требуемые статьей 13 Закона РФ "Об
образовании". Но из-за отсутствия у разработчиков юридических навыков,
требуемые статьей 13 Закона РФ "Об образовании" сведения юридически
неправильно отражаются в уставе и в иных локальных документах
образовательного учреждения. Кроме того, законодательство РФ постоянно
меняется, а образовательное учреждение должным образом не отслеживает
эти изменения. Отметим некоторые типичные нарушения действующего
законодательства в сфере образования, встречающиеся в уставах
образовательных учреждений Чеченской Республики. Согласно подпункту 2
пункта 1 статьи 13 Закона РФ «Об образовании» в уставе образовательного
учреждения должен быть указан его учредитель. Как правило, разработчики
главного локального акта не забывают данное требование и указывают его в
тексте устава, но определяют учредителя юридически неправильно. Обычно в
тексте устава в качестве учредителя муниципального образовательного
учреждения указывается либо администрация муниципального района, либо
районный отдел образования. Учредитель в данном случае определен
юридически неверно, что противоречит статье 11 Закона РФ «Об
образовании», положения которой разработчики устава забывают учитывать.
Статья 11 Закона РФ «Об образовании» устанавливает круг субъектов,
которые могут быть учредителем образовательного учреждения, это: -Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; - российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); -российские
и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные
объединения и религиозные организации, а также объединения указанных
юридических лиц (ассоциации и союзы); -физические лица.
Как видно из содержания данной статьи, органы местного самоуправления
не могут быть учредителем образовательного учреждения. В качестве
учредителя муниципального образовательного учреждения необходимо
указывать муниципальное образование. Например, учредителем
муниципального образовательного учреждения, расположенного на территории
Сунженского муниципального района является сам Сунженский муниципальный
район, а орган муниципального района указывается в уставе как орган,
осуществляющий функции и полномочия учредителя образовательного
учреждения. До принятия Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием правового положения государственных
(муниципальных) учреждений" органы государственной власти и местного
самоуправления могли выступать в качестве учредителя образовательного
учреждения. Относительно взаимоотношений образовательного учреждения
с другими участниками образовательного процесса подпункт «з» пункта 5
статьи 13 Закона РФ «Об образовании» требует описания порядка
регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и
обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных
представителей). В этом пункте устава необходимо предусмотреть, какие
документы выдаются родителям или обучающимся (зачетные книжки,
студенческие билеты, справки, удостоверения учащихся и т. д.),
заключается ли договор на оказание образовательных услуг и прочие
аспекты оформления документов с обучающимися и их представителями. В
некоторых уставах образовательных учреждений Чеченской Республики можно
найти отдельную главу, которая называется «Порядок регламентации и
оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся,
воспитанников и (или) их родителей (законных представителей)», но
содержание данной главы ее наименованию не соответствует, поскольку
разработчики в ней отразили такие положения как, право обучающихся на
горячее питание, сведения о наличии столовой, медицинского кабинета и
иные положения, не раскрывающие порядка регламентации и оформления
отношений. Руководителям образовательных учреждений необходимо
проявить более внимательное отношение к положениям Федерального закона
от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных) учреждений". Несмотря на то,
что данный нормативный акт принят еще в 2010 году, образовательные
учреждения до сих пор при разработке уставов продолжают допускать
нарушения его положений либо не внесли до сих пор в текст уставов
соответствующие изменения.
Список использованной литературы 1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ; 2.Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании"; 3. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"; 4.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений".
Хазбиев Т.М. ведущий специалист-эксперт Министерства образования и науки Чеченской Республики, старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО» |