Году литературы в России посвящается…
19 век принято считать переломным в русской литературе, и это довольно просто объяснить, просто хотя бы тем, что именно в эту пору на Руси появилась целая плеяда талантливых писателей и поэтов, которых доселе было мало - Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Гоголь, Толстой, Достоевский, вот основной, но далеко не полный их список.
19 век назвали «золотым» в русской поэзии и эпохой русской литературы в мировом масштабе. Это век становления русского литературного языка, и основную роль в этом играл Александр Сергеевич Пушкин, доказавший миру, что русский язык может быть таким же красноречивым и насыщенным как шекспировский английский. Многие поэты и писатели продолжали писать в манере заложенной Пушкиным, одним из таких, был поэт М.Ю. Лермонтов. Известны, его романтическая поэма «Мцыри», множество других романтических произведений и роман «Герой нашего времени» прославивший Лермонтова чуть ли не на весь мир. Большую роль в скачке русской литературы играло развитие романтизма и сентиментализма, направления, которые в основном нашли себя в поэзии Фета, Жуковского, Карамзина.
Поэт в 19 веке явился рупором в руках народа, который был недоволен, но боялся высказывать свое недовольство, проводником этого самого недовольства из народа власть имущим, поэты тесно связали себя с общественно-политической жизнью страны и призывали власти прислушиваться к ним, и это объясняется тем, что они были намного ближе к простому народу, нежели высшие сословия и знали, чего хотят люди, но все было не так просто, власть нередко наказывала поэтов за дерзость и вольные стихи - так Пушкин несколько раз был в ссылке.
Яркими примерами влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» и Лермонтова «На смерть поэта».
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы Палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи!
Так писал Лермонтов в своем стихотворении, посвященном смерти Пушкина, после которого он стал знаменитым и был сослан на Кавказ за дерзость, в первый, но не в последний раз. Не трудно догадаться, кому посвящены эти строки
Миссия завершения эпохального золотого века русской поэзии досталась Тютчеву, но центральной фигурой так и остался Пушкин, так как его вклад был титаническим, а его роман в стихах «Евгений Онегин» принято считать энциклопедией русской жизни.
Вместе с поэзией начала развиваться и проза, и началось это развитие с повести того же Пушкина «Капитанская дочка» и произведений Н.В. Гоголя, они внесли основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями до конца 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе Пушкина, и тип «маленького человека», показанный Гоголем в повести «Шинель».
Сатирический характер был одним из самых популярных в русской литературе того времени, писатели и поэты в сатирической манере показывали чиновников, помещиков, дворян и сатирически изображали российскую действительность - изображение пороков российского общества, основная тенденция и «пир» русской классической литературы.
В середине 19 века, в связи со сложившейся во время правления Николая I обстановкой происходит становление русской реалистичной литературы, вот тут-то и находят применение своему таланту великие Достоевский, Толстой, Тургенев и Гончаров, чьи произведения показывают общественно-политическую проблематику, будто вскрывая раны на теле страны. Их произведения отличаются особым психологизмом и философией. В это время развитие поэзии в стране немного приостанавливается, но ненадолго, лишь до появления Некрасова с поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», выражавшую остросоциальную проблему народов Царской России. За поэмой следует еще множество стихотворений в таком же духе.
Набравшая такой ход и отточенная в таком стиле, русская литература 19 века, однако, перешагнула рубеж с 19 в 20 век совсем другой литературой: реализм начал угасать, его сменил декаданс, который развивал в себе религиозность, мистицизм и общественно-политические изменения.
В конце 19 века русская литература продолжала традиции «трагичности» Достоевского и «гармоничности» Пушкина, но одной из последних ступенек перехода в новую эпоху литературы – был Чехов, который развил жанр «рассказ» до такой степени, что его поставили в один иерархический ряд с романом. Также Чехов явился реформатором драматургии и пьесы, но все же его пьесу «Вишневый сад», изданную в 1903 году, на год позже, чем «На дне» Максима Горького, принято считать продолжением традиций 19 века, а не вступлением в новый век, и так вышло, что Горький стал первооткрывателем литературы нового века. Максим Горький был знаком со многими революционерами, даже принимал немалое участие в революции и представлял ее торжеством сильного, мудрого и умного человека, а не торжеством корыстных и властолюбивых повелителей. Естественно, ее результатом он остался недоволен.
Вместе с политическим строем поменялась и литература в стране, появилось множество направлений, которые соперничали, иногда даже враждовали, между собой, особенно в поэзии. Самым ярким примером является соперничество Есенина с Маяковским, представителей двух разных течений, (имажинист и футурист) и презиравших течения друг друга. Пожалуй, это самые культовые поэты того поколения, пытающегося найти себя после многообещающей революции, революции, зачинщики которой думали, что им «под силу свергнуть Бога», и душили религиозность в стране. Сторонники большевистской власти могли найти что-то свое в поэзии Маяковского, а консерваторы - в поэзии Есенина.
Некоторые стихотворения Маяковского актуальны и поныне, а лирику Есенина и вовсе принято считать бессмертной. Интересно, что современные ассоциации с кабаками вытекли и устоялись из его стихотворений, они были представлены в его творчестве не как место для веселья, а как упадок моральных ценностей. Хотя эта тема в таком контексте впервые была представлена Максимом Горьким, в творчестве Есенина она была выведена на новый уровень, и сам лирический герой Есенина нередко пытался избавиться от страданий, «заливая глаза вином», как выразился сам поэт. Все основные темы его творчества можно выразить в стихотворении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут».
В 20 веке деятелям культуры приходилось тяжелее, чем своим предшественникам, и это было связано с политической обстановкой в стране. «Это время трудновато для пера», - писал Маяковский в посвящении Есенину, подчеркивая его смелость и желание бороться за правду, (Есенин не раз арестовывался за содержание своих стихотворений, избивался и в итоге был погублен властью за свое творчество.) Маяковский намекал на ужесточившийся контроль власти над издательствами и маленький, но все же упадок интереса к поэзии. Также немало писателей и поэтов были эмигрированы из страны, среди них был и Евгений Замятин, провернувший существенную революцию в мировой литературе, тем самым, подарив миру целый жанр (антиутопия), и предшествовавший написанию известных и гениальных романов - антиутопии «1984» Дж. Оруэлла и «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, таким образом «серебряный век» повлиял и на мировую литературу.
Литература 20 века ознаменовалась сменой литературных ценностей, резко выросшим интересом к религии, мистицизму и к осмыслению роли человека в нашем мире. Появились новые, очень талантливые, как поэты, так и писатели, в пример можно привести Михаила Булгакова, доведшего почти до совершенства красочность речи и сатиру, которая хорошо прослеживается в его романах «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», последний до сих пор стоит на первой строчке лучших книг по версии BBC. В ней Булгаков описывает Москву, где возобладала тенденция атеизма, который подразумевал в себе, как неверие в Бога, так и неверие в дьявола (по логике вещей одно без другого невозможно). В эту самую Москву приезжает сам «дьявол со своей командой», которые логическим продолжением наказывают людей за совершенные грехи. Этот роман является особенным из всех изданных в 20 веке в СССР потому, что он включил в себя все прозаические направления, приемы и особенности русской литературы того времени: сатиру, мистицизм, моральный упадок, значимость религии в судьбе человека.
Тогдашние современники достойно продолжали труд своих предшественников, и целый ряд писателей был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: Иван Бунин, находясь уже во Франции, Михаил Шолохов «Тихий Дон», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Иосиф Бродский. Последний из перечисленных романов, власти во главе с Хрущевым назвали антисоветским, и Пастернак вынужден был отказаться от премии, и таким образом Михаил Шолохов остался единственным писателем социалистического реализма, получившим Нобелевскую премию с разрешения властей. Проводя анализ, можно заметить, что литература в середине 20 века в стране достигла своего апогея: писатели и поэты были настоящими кумирами. И они оставили хорошее литературное наследие своим потомкам.
«Я боюсь, что будущее русской литературы, в ее прошлом» вот такое будущее, к сожалению, сбывшееся, предсказал Евгений Замятии в одной из своих статей. За Золотым и Серебряным веками русской литературы, не последовал бронзовый. Современная русская литература напоминает постапокалиптический населенный пункт, в котором последний герой, владеющий пером, Виктор Пелевин отчаянно сражается с упадком интереса к литературе, и собственно, с плохой литературой. Возможно, есть и другие, но они либо малоизвестны, либо пишут действительно плохо. Виктор Пелевин безжалостно втирает соль в раны России, пытаясь надавить и вылечить проблемы целого поколения нашей страны, «поколения Пепси», как принято называть, он очень язвительно изображает этнические и все остальные проблемы страны. Но в современных условиях жизни писатель не так близок к общественно-политической жизни, как раньше, не только в России, но и в других странах, поэтому влияние писателей на ход событий сведено к минимуму. Пожалуй, Пелевин самый известный в мире писатель из России, который пытается выключить музыку во время танца на костях русской литературы.
Дени Джамалов
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
www.grozny-inform.ru
Информационное агентство "Грозный-Информ" |