Статья предназначена для руководителей общеобразовательных учреждений.
Руководитель должен уметь правильно применять положения
нормативно-правовых документов. Материалы статьи призваны помочь
руководителям общеобразовательных учреждений правильно толковать и
соблюдать требования законодательства РФ о приеме граждан в
общеобразовательные учреждения, а также помочь в составлении локальной
нормативно-правовой документации, регламентирующей порядок приема
граждан в общеобразовательное учреждение. В статье приводятся основные
требования законодательства РФ, установленные к порядку приема граждан, а
также даются примеры типичных нарушений, допускаемых
общеобразовательными учреждениями при приеме.
Приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012
года утвержден Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения
(далее – Порядок). Данный приказ был опубликован в "Российской газете"
25 апреля 2012 г. и вступил в силу 7 мая 2012 г. Таким образом, начиная
с 7 мая 2012 года, руководители общеобразовательных учреждений при
приеме граждан на обучение должны руководствоваться данным
нормативно-правовым документом. До издания данного приказа порядок
приема граждан в общеобразовательные учреждения другим
нормативно-правовым документом подробно регламентирован не был. Данный
пробел в нормативно-правовом регулировании был одной из причин нарушений
прав детей и их родителей (законных представителей) со стороны
администрации общеобразовательных учреждений при приеме детей на
обучение. Нарушая принцип общедоступности общего образования,
администрации общеобразовательных учреждений вводили правила,
устанавливающие приоритет в приеме детей сотрудников образовательных
учреждений. Зачисление детей в школы производилось по результатам
экзаменов, тестирований, собеседований, заключений
психолого-педагогических комиссий. Многие общеобразовательные учреждения
необоснованно требовали от родителей (законных представителей) как
основание приема их детей на обучение, такие документы как:
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), страховой номер
индивидуального лицевого счета ребенка (СНИЛС), справку о доходах
родителей, справку о составе семьи, медицинскую справку о состоянии
здоровья ребенка и т.д. Неправомерное расширение общеобразовательными
учреждениями списка документов необходимых для зачисления ребенка, в
первую очередь было вызвано тем, что на нормативно-правовом уровне
отсутствовал утвержденный закрытый перечень документов предъявляемых
родителями (законными представителями) при поступлении ребенка в школу.
Министерство
образования Российской Федерации в своем письме от 21 марта 2003 г. N
03-51-57ин/13-03 «Рекомендации по организации приема в первый класс»
указало на недопустимость приема детей в первый класс государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов на конкурсной
основе, а также перечислило следующие документы, которые родители
(законные представители) должны представить в общеобразовательное
учреждение для зачисления их ребенка: заявление о приеме, медицинскую
карту ребенка и справку о месте проживания ребенка. Кроме того в данном
письме был разъяснен порядок приема в общеобразовательные учреждения
иностранных граждан, детей из семей вынужденных переселенцев, беженцев,
были затронуты и иные вопросы, возникающие при приеме детей в
общеобразовательные учреждения. Но соответствующие органы управления
образованием не довели текст данного письма надлежащим образом до
общеобразовательных учреждений, о чем свидетельствуют результаты
организованных Генеральной прокуратурой Российской Федерации в 2005-2006
гг. проверок, которые установили, что общеобразовательные учреждения
продолжают допускать нарушения прав граждан на общедоступность и
бесплатность общего образования, предусмотренных статьей 26 Всеобщей
декларации прав человека, статьей 43 Конституции Российской Федерации и
статьей 5 Закона РФ «Об образовании». Кроме того письмо Министерства
образования Российской Федерации не является нормативно-правовым
документом и носит рекомендательный характер.
Таким образом, в
целях устранения пробелов законодательства РФ в регулировании порядка
приема граждан в общеобразовательные учреждения Министерством
образования и науки РФ был издан приказ от 15 февраля 2012 года N 107
"Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные
учреждения". В данном нормативно-правовом документе порядок приема
граждан в общеобразовательные учреждения регламентирован в соответствии с
принципом территориальной доступности образования. Данный принцип на
законодательном уровне был закреплен Федеральным законом от 08.11.2011 N
310-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16 и 31 Закона РФ "Об
образовании" в части обеспечения территориальной доступности
муниципальных образовательных учреждений".
С 1 января 2012 года
правила приема граждан в муниципальные образовательные учреждения для
обучения по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования должны
обеспечивать прием в указанные образовательные учреждения граждан,
которые проживают на территории муниципального района, городского
округа, закрепленной соответствующими органами местного самоуправления
за конкретным муниципальным образовательным учреждением, и имеют право
на получение общего образования. Необходимость закрепления данного
принципа на законодательном уровне была вызвана тем, что нередко дети,
проживающие «через дорогу» от школы, лишались возможности поступить в
нее из-за отсутствия свободных мест, поскольку родители детей,
проживающих на территории, не закрепленной за данной школой
позаботились тем или иным образом, чтобы их детей приняли в первую
очередь в данное образовательное учреждение. Необходимо отметить, что
родители (законные представители) несовершеннолетних детей в
соответствии со статьей 52 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 имеют право
выбирать образовательное учреждение. Таким образом, закрепление
принципа территориальной доступности в законе не означает, что родители
обязаны отдавать своих детей в образовательное учреждение, на
закрепленной территории которого они проживают. Право выбора
образовательного учреждения сохраняется, но с определенными нюансами.
Согласно
пункту 16 Порядка, прием заявлений в первый класс учреждений для
закрепленных лиц начинается не позднее 10 марта и завершается не позднее
31 июля текущего года, а для детей, не зарегистрированных на
закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1
августа текущего года до момента заполнения свободных мест, но не
позднее 5 сентября текущего года. Таким образом, право выбора
образовательного учреждения сохраняется, просто родителям (законным
представителям) придется ждать 1 августа и надеяться, что в
образовательном учреждении, в которое они хотят отдать своего ребенка,
останутся свободные места. Здесь необходимо отметить, что родителям
следует подавать заявление о приеме их ребенка в школу с их участка,
несмотря на то, что они хотят видеть своего ребенка в другом
общеобразовательном учреждении. Дело в том, что может возникнуть
следующая ситуация: «Родители ждали момента, когда в школе, в которой
они хотят, чтобы учился их ребенок, будет объявлен прием детей, не
зарегистрированных на закрепленной территории. Получилось так, что прием
указанных детей объявлен не был, поскольку свободных мест в данной
школе не осталось. Первые классы были полностью укомплектованы детьми,
проживающими на закрепленной территории. Родители в итоге решают подать
заявление в школу, относящуюся к их территории, но и там свободных мест
уже не осталось. Согласно пункту 6 Порядка закрепленным лицам может
быть отказано в приеме в общеобразовательное учреждение по причине
отсутствия свободных мест. Таким образом, родители не смогли отдать
своего ребенка в школу по выбору, а также лишились возможности отдать
его в школу, относящуюся к территории, на которой они проживают». Таким
образом, родителям выгоднее подавать заявление о приеме их ребенка в
школу, относящуюся к их территории и ждать, когда будет объявлен набор
детей, не зарегистрированных на закрепленной территории в школу, в
которую они хотят отдать своего ребенка. Подача заявления о приеме
ребенка в одну школу не лишает его родителей (законных представителей)
права впоследствии обратиться с заявлением о приеме в другую школу.
Отметим, что образовательные учреждения, закончившие прием в первый
класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории, вправе
осуществлять прием детей, не зарегистрированных на закрепленной
территории, ранее 1 августа.
Несомненным достоинством
рассматриваемого нормативно-правового документа (Порядка) является то,
что он установил закрытый перечень документов, которые родители должны
предъявить для зачисления их ребенка в школу. Согласно пункту 12
Порядка, помимо заявления о приеме в 1-й класс и документа,
удостоверяющего личность родителя (законного представителя), родители
(законные представители) закрепленных лиц, зарегистрированных по месту
жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал
свидетельства о рождении ребенка, либо заверенную в установленном
порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или
законность представления прав обучающегося), а также оригинал
свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства или
свидетельства о регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной
территории.
Таким образом, родители закрепленных лиц, при
поступлении их детей в 1-й класс, должны предъявить только четыре
документа в общеобразовательное учреждение. Это заявление о приеме,
документ удостоверяющий личность родителя (законного представителя),
оригинал свидетельства о рождении (или заверенную в установленном
порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя или
законность представления прав обучающегося) и оригинал свидетельства о
регистрации ребенка по месту жительства (либо свидетельства о
регистрации ребенка по месту пребывания на закрепленной территории). В
случае отсутствия у несовершеннолетнего гражданина свидетельства о
регистрации по месту жительства (свидетельства о регистрации по месту
пребывания), ОУ может принять иной документ, подтверждающий его
проживание на закрепленной за ОУ территории (Письмо Минобрнауки России
от 13.05.2013 № 08-548 "О приеме в общеобразовательные учреждения").
Отсутствие
у несовершеннолетних граждан свидетельства о регистрации по месту
жительства не означает отсутствие у них регистрации по месту жительства.
Информацией о детях, не достигших 14-летнего возраста, располагают
должностные лица, ответственные за регистрацию, перечень которых
утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля
1995 г. № 713, а именно: должностные лица, осуществляющие в
соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации контроль
за использованием и сохранностью жилищного фонда Российской Федерации,
жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного
фонда, ответственные за регистрацию в жилых помещениях государственного
и муниципального жилищного фонда; собственники, самостоятельно
осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица
товарищества собственников жилья либо управляющей организации,
ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного
фонда; уполномоченные лица органов управления жилищными и
жилищно-строительными кооперативами, ответственные за регистрацию в
жилых помещениях, находящихся в домах жилищных и жилищно-строительных
кооперативов.
Копии вышеперечисленных документов хранятся в
личном деле обучающегося. При приеме в первый класс в течение учебного
года или во второй и последующий классы родители (законные
представители) обучающегося дополнительно представляют личное дело
обучающегося, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
При
приеме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования
родители (законные представители) обучающегося дополнительно
представляют выданный ему документ государственного образца об основном
общем образовании.
Медицинские справки, медицинское заключение,
медицинский полис общеобразовательное учреждение требовать у родителей
как основание для зачисления ребенка не вправе. Согласно пункту 13
Порядка родители (законные представители) детей имеют право по своему
усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское
заключение о состоянии здоровья ребенка. К сожалению, многие
общеобразовательные учреждения нашей страны, в том числе и Чеченской
Республики, необоснованно требуют и иные документы, не предусмотренные
Порядком. Например, на информационном стенде одной из школ республики
было вывешено объявление следующего содержания: «В первый класс
принимаются дети, проживающие в микрорайоне гимназии №_. Необходимые
документы: 1.ксерокопия свидетельства о рождении; 2.ксерокопия паспорта одного родителя; 3.ксерокопия медицинского полиса; 4.медицинская карта; 5. СНИЛС; 6. справка с места жительства; 7.фото 3 X 4 (2 экз.); 8.заявление.
Таким
образом, данное образовательное учреждение необоснованно требует от
родителей (законных представителей) следующие 4 документа: ксерокопию
медицинского полиса, медицинскую карту, СНИЛС, фото 3 X 4 (2 экз.).
Возможно, кто-то возразит, что формулировка «необходимые документы» не
свидетельствует о том, что у родителей запрашиваются эти документы как
основание для зачисления ребенка в школу. Полагаем, что формулировка
объявления должна быть следующей: «Для зачисления ребенка, зарегистрированного на закрепленной за гимназией территории необходимо предъявить следующие документы: 1. паспорт и его копию; 2. свидетельство о рождении ребенка и его копию; 3.
свидетельство регистрации по месту жительства (либо иной документ,
подтверждающий его проживание на закрепленной за гимназией территории)
и копию данного документа.
Дополнительно просим предъявить на ваше усмотрение следующие документы: 1. ксерокопию медицинского полиса; 2. медицинскую карту; 3. СНИЛС; 4. фото 3 X 4 (2 экз.)». Свидетельство
регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации ребенка
по месту пребывания на закрепленной территории выдаются
территориальными органами Федеральной миграционной службы в соответствии
с приказом ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении
Административного регламента предоставления Федеральной миграционной
службой государственной услуги по регистрационному учету граждан
Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в
пределах Российской Федерации". Соответствующие формы свидетельств
утверждены и прилагаются к вышеуказанному регламенту - (приложения №9 и
№15 к Административному регламенту). Руководителям
общеобразовательных учреждений стоит внимательней отнестись к порядку
приема детей на обучение еще потому, что частью 5 статьи 19.30 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение
установленного законодательством Российской Федерации в области
образования порядка приема в образовательную организацию установлена
административная ответственность в виде административного штрафа на
должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а
на юридических лиц (на образовательные учреждения) - от пятидесяти тысяч
до ста тысяч рублей. Например, согласно пункту 16 Порядка, зачисление в
учреждение оформляется приказом руководителя учреждения в течение 7
рабочих дней после приема документов, таким образом, если директор
просрочит на один день с оформлением приказа, то должностные лица,
органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской Федерации в области образования вправе
составить протокол об административном правонарушении. В отношении
общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Чеченской
Республики, протокол об административном правонарушении составлять
полномочны должностные лица Министерства образования и науки Чеченской
Республики. К сожалению, руководители общеобразовательных учреждений
не изучают внимательно Порядок. Это соответственно приводит к
административным правонарушениям со стороны общеобразовательных
учреждений. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в
своем письме от 18 апреля 2013 года № 05-852, указывает, что в 2012
году в адрес Рособрнадзора поступили многочисленные обращения граждан по
вопросам нарушений законодательства Российской Федерации в области
образования при приеме граждан в общеобразовательные учреждения.
Например, требование дополнительных документов при зачислении ребенка,
не предусмотренных Порядком или запрос национальности ребенка. Полагаем,
что нарушения Порядка вызваны тем, что практика его применения на
данный момент составляет только чуть больше года. Кроме того
руководителям общеобразовательных учреждений необходимо внимательно
изучить нормативно-правовые документы.
В одной статье ответить на
все вопросы, возникающие у руководителей общеобразовательных учреждений
при приеме детей на обучение сложно. Руководителям необходимо
внимательно изучить и проанализировать положения Порядка, чтобы получить
ответы на возникающие у них вопросы в данной сфере. Рекомендуем
руководителям общеобразовательных учреждений помимо Порядка приема
граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107 изучить следующие документы,
некоторые из которых в тексте статьи упоминались: -Письмо Минобрнауки России от 28.06.2012 N ИР-535/03 "О правилах приема в ОУ"; - Письмо Минобрнауки России от 02.05.2012 N 03-327 «О правилах приема в ОУ»; -
Приказ Минобрнауки России от 04.07.2012 N 521 «О внесении изменений в
Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15
февраля 2012 г. N 107»; - Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № 08-548 «О приеме в общеобразовательные учреждения»; -Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля
2013 года № 05-852 «О нарушениях при приеме граждан в
общеобразовательные учреждения».
Хазбиев Т.М., главный специалист отдела по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования и науки Чеченской Республики. |