Скачать
1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее – новый
закон). До вступления в силу нового закона об образовании, у
образовательных учреждений, органов государственной власти и органов
местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,
был срок восемь месяцев для изучения данного нормативно-правового
документа и принятия необходимого комплекса организационных мер,
направленных на обеспечение эффективного и грамотного перехода на
функционирование в соответствие с новым законом.
Проверки
образовательных учреждений Чеченской Республики, проведенные в сентябре
2013 г., а также вопросы, поступающие от руководителей и других
работников образовательных учреждений в адрес Министерства образования и
науки Чеченской Республики, свидетельствуют о том, что не проведена на
должном уровне соответствующая работа по изучению нового закона и
принятию необходимых организационных мер образовательными учреждениями в
субъекте.
У руководителей образовательных учреждений часто
возникают такие вопросы: «Какие требования предъявляет новый закон к
содержанию устава образовательной организации?», «Необходимо ли менять
устав?», «Какие новые локальные нормативные акты должны появиться в
образовательном учреждении?», «Меняется ли наименование образовательного
учреждения в связи с заменой термина «образовательное учреждение» на
термин «образовательная организация?» и др.
В данной статье мы
попытаемся ответить на вопросы, касающиеся главного локального
нормативного акта любой образовательной организации – устава. В новом
законе есть несколько статей, которые содержат требования к содержанию
устава. Основная статья нового закона, посвященная уставу
образовательной организации это статья 25 «Устав образовательной
организации».
Согласно части 2 статьи 25 нового закона об
образовании, в уставе образовательной организации должна содержаться
наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской
Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3)виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4)структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Часть
5 ст. 26, часть 1 статьи 30 и часть 3 статьи 52 Федерального закона
"Об образовании в Российской Федерации" дополняют эти требования. Помимо
информации, которую требует статья 25 нового закона, в уставе
необходимо указывать также следующую информацию: 1) порядок
принятия органами управления образовательной организацией решений и
выступления от имени образовательной организации" (часть 5 ст. 26); 2) порядок принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 30); 3)
права, обязанности и ответственность работников образовательных
организаций, занимающих должности инженерно-технических,
административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных,
медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции
(часть 3 статьи 52).
Полагаем возможным требование части 3 статьи
52 нового закона изложить в уставе следующим образом: «Правовой статус
(права, обязанности и ответственность) вспомогательного
(инженерно-технического, административно-хозяйственного,
производственного, учебно-вспомогательного, медицинского) персонала
закреплен в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовым кодексом
Российской Федерации в Правилах внутреннего трудового распорядка,
должностных инструкциях и в трудовых договорах с работниками».
Новый
закон в отличие от утратившего силу Закона РФ «Об образовании» от 10
июля 1992 г. №3266-1, не предъявляет следующие требования к содержанию
устава образовательной организации, а именно наличие следующей
информации: -наличие основных характеристик организации образовательного процесса, в том числе: а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; б) правила приема обучающихся, воспитанников; в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения; г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; е) режим занятий обучающихся, воспитанников; з)
порядок регламентации и оформления отношений образовательного
учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных
представителей); -открытие счетов в территориальном органе
Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской
Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных
образовательных учреждений и автономных учреждений); -порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда; -права
и обязанности участников образовательного процесса (за исключением прав
и обязанностей работников образовательных организаций занимающих
должности, указанные в части 1 статьи 52 нового закона); перечень
видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов),
регламентирующих деятельность образовательного учреждения.
Таким
образом, новый закон предъявляет гораздо меньше требований к содержанию
устава образовательной организации, чем утративший силу Закон РФ «Об
образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1. Сокращение требований к
содержанию устава образовательной организации является положительным
моментом для руководителей образовательных организаций, поскольку, чем
меньше содержание документа, тем меньше вероятность того, что текст его
будет содержать в себе положения не соответствующие законодательству РФ в
сфере образования. Образовательная организация, конечно, может по
своему желанию включить в текст устава, например, положения
регламентирующие правила приема обучающихся или порядок комплектования
работников образовательной организации, но скорее всего включение данных
положений в устав будет только во вред для образовательной организации,
поскольку законодательство регулярно меняется и дополняется. Согласно
части 2 статьи 30 нового закона, по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности, в том числе,
регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода,
отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления
возникновения, приостановления и прекращения отношений между
образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся,
образовательная организация принимает локальные нормативные акты. Исходя
из этой нормы нового закона (часть 2 статьи 30) основные вопросы
организации и осуществления образовательной деятельности должны быть
регламентированы не в уставе, а в других локальных нормативных актах
образовательной организации. Руководителю образовательной организации
выгодно регламентировать основные характеристики организации
образовательного процесса в локальных нормативных актах, поскольку в
случае необходимости внесения изменений, например, в режим занятий
обучающихся, не придется проходить сложную процедуру внесения изменений в
устав образовательной организации, а достаточно будет внести изменения в
соответствующий локальный нормативный акт.
Новый закон об
образовании не единственный нормативный акт, которым следует
руководствоваться при составлении текста устава. Поскольку
образовательная организация является некоммерческой организацией, то
необходимо учитывать требования Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», предъявляемые к содержанию
учредительных документов всех некоммерческих организаций, а также общие
требования к учредительным документам юридических лиц, предъявляемые ГК
РФ.
Согласно части 3 статьи 14 Федеральный закон от 12.01.1996 N
7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в учредительных документах
некоммерческой организации должны определяться наименование
некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее
деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения
некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и
цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и
обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой
организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация
имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой
организации, порядок внесения изменений в учредительные документы
некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае
ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные
законодательством РФ.
С учетом положений нового закона,
Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
и Гражданского кодекса РФ предлагаем следующий вариант структуры
устава образовательной организации: 1. Общие положения 2. Предмет, цели и виды деятельности Учреждения 3. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения и имущество 4. Организация деятельности и управление Учреждением 5. Реорганизация и ликвидация Учреждения 6. Локальные нормативные акты Учреждения 7. Порядок внесения изменений, дополнений в Устав Учреждения
Отметим,
что в соответствие с частью 5 статьи 108 нового закона, наименования и
уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» не позднее
1 января 2016 года, таким образом, у образовательных учреждений
достаточно времени для того, чтобы внимательно изучить
нормативно-правовые требования к содержанию главного локального
документа образовательного учреждения и разработать юридически
грамотный текст устава.
Руководителям образовательных учреждений
необходимо запомнить часть 5 статьи 108 нового закона, так как не
исключена возможность того, что контролирующие органы могут не знать о
данной норме, и могут потребовать от образовательных учреждений привести
свои уставы в соответствии с новым законом в иные сроки. Отметим, что
никто не может сократить предусмотренный частью 5 статьи 108 нового
закона срок для образовательных учреждений, в том числе и учредитель.
Образовательная организация обладает автономией и самостоятельно решает,
когда ей приводить содержание устава в соответствие с новым законом,
главное, не позднее 1 января 2016 года.
Другой вопрос,
интересующий руководителей ОУ, касается изменений в наименовании
образовательной организации. Новый закон заменил термин «образовательное
учреждение» на термин «образовательная организация». В связи с этим
многие руководители считают, что в наименовании их школы необходимо
термин «учреждение» заменить термином «организация». Недавно изданное
письмо Минобрнауки России от 10.06.2013 № дл-151/17 "О наименовании
образовательных учреждений" (далее – письмо) разъясняет данный вопрос. В
письме отмечается, что понятие «образовательная организация»
используется в новом законе, в связи с тем, что образовательные
организации могут создаваться не только в форме учреждения. В
соответствии с частью 5 статьи 23 Федерального закона об образовании
наименование образовательной организации должно содержать указание на ее
организационно-правовую форму и тип образовательной организации.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона об образовании
образовательная организация создается в форме, установленной гражданским
законодательством для некоммерческих организаций.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых
могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским
кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 12 января 1996 г.
№ 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих
организациях). Одной из организационно-правовых форм некоммерческих
организаций является, в том числе, учреждение (казенное, бюджетное,
автономное).
Учитывая изложенное, Федеральным законом об
образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной
организации общеродового названия всех юридических лиц – "организация",
из чего следует, что в термине «образовательное учреждение» слово
"учреждение" не нужно менять на слово "организация".
Рассмотрим
следующее наименование: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1». Обязательными в
соответствии с новым законом, из данного наименования являются два
слова: «общеобразовательное» и «учреждение». Понятие «учреждение»
является организационно-правовой формой, а понятие «общеобразовательное»
указывает на тип образовательной организации. Остальная информация,
указание на собственника учреждения (муниципальное), указание на тип
учреждения (бюджетное) и т.д., не является обязательной и указывается в
наименовании по решению самой образовательной организации. Наименования
большинства общеобразовательных учреждений Чеченской Республики
соответствуют новому закону.
Отметим, что согласно той же части 5
статьи 108 Федерального закона об образовании, наименования
образовательных учреждений, как и уставы, подлежат приведению в
соответствие с указанным законом не позднее 1 января 2016 года.
Перечислим основные выводы: 1.Основные
характеристики организации образовательного процесса, в том числе
правила приема, перевода и отчисления учащихся, а также положения,
регламентирующие правовой статус участников образовательного процесса
теперь в уставе указывать не нужно; 2.Образовательное учреждение
имеет срок до 1 января 2016 года, чтобы привести свой устав и
наименование в соответствии с новым законом; 3.Термин «учреждение» в наименовании школ и других образовательных организаций не меняется на термин «организация».
Хазбиев Т.М. главный специалист Министерства образования и науки Чеченской Республики, старший преподаватель кафедры управления образованием ГБОУ ДПО «ЧИПКРО», руководитель юридической клиники юридического факультета ФБОУ ВПО «Чеченский государственный университет»
|