Скоро 1 сентября... Этот день с волнением ждут будущие первоклассники и не в меньшей мере их родители.
Ведь ребенок попадает в совершенно новую обстановку, новый коллектив,
наступает пора большой нагрузки и вместе с ней ответственности. Можно
сказать, заканчивается беззаботное детство.
Как побороть страх перед школой, как помочь ребенку преодолеть
трудности, связанные с новым этапом в его жизни, как адаптироваться к
школьной жизни. С этими вопросами корреспондент агентства обратилась к
старшему преподавателю кафедры педагогики и психологии Института
чеченской и общей филологии Чеченского государственного университета
Разет Эльбрусовне Гримсолтановой.
- Разет Эльбрусовна, ребенок ходит в детский сад, где ему
все нравится. Но некоторые дети, чем ближе 1 сентября, заявляют, что
не хотят идти в школу. Как родителям переубедить ребенка?
- В детском саду ребенок ходил в подготовительную группу, там его
хвалили, он добивался определенных успехов. А школа - это новый
коллектив, незнакомые учителя с неизвестными ему требованиями. Общаясь
во дворе со школьниками, он наслушался всяких «страшилок» про «двойки»,
наказания, вызовы родителей. Все это и создает у него негативное
отношение к школе. Поэтому я советую родителям перед школой чаще
беседовать с ребенком о его успехах в подготовительной группе, тем
самым настраивая его на положительную волну по отношению к новой жизни.
Рассказывайте, как много интересного и нового он может узнать. Но ни в
коем случае при этом не идеализировать учебу как таковую. Если в
детском саду за каждую мелочь воспитатель хвалит, то в школе более
завышенные требования. Все это просто необходимо объяснить, иначе в
дальнейшем любое замечание учителя, «двойка» или «тройка» будет очень
эмоционально и болезненно восприниматься вашим ребенком.
-Есть дети по натуре очень робкие, стеснительные, без навыков
общения. Как им помочь преодолеть трудности вхождения в школьный
коллектив?
- Чаще всего, «симптом буки» трудно преодолеть ребенку, не
посещавшему детский сад. У «домашних» детей практически отсутствует опыт
общения с людьми. Такие дети нередко боятся большого скопления детей. В
этом случае родители должны ребенку предоставить свободу действий. Как
это сделать на практике? Например, если ребенка спрашивают, как его
зовут, то мама, опережая ответ своего чада, отвечает за него. Не надо
это делать. Дайте ребенку устанавливать самому контакты с окружающими во
дворе, в магазине, на отдыхе. Если со сверстниками у него случается
какой-либо конфликт, то не встревайте. Пусть ребенок сам научится
разрешать подобные ситуации. Все это пойдет ему только на пользу в
школьной жизни, в классе.
-А если ребенок наоборот, гиперактивный? Как ему объяснить,
что на уроке надо сидеть тихо, слушать учителя, не ходить по классу во
время урока? Ваш совет как психолога.
- Безусловно, в этом случае необходимо ребенку объяснять правила
школьной жизни. Нелишним будет поговорить с будущим учителем малыша,
рассказать о его непоседливости, активности. И хотя не рекомендуется
излишне нагружать первоклассников, тем не менее, я советую родителям
таких детей направить всю его энергию в «мирное русло». Ему необходима
физическая нагрузка. Отдайте его в какую-либо спортивную секцию,
творческую студию – главное, чтобы ребенок продуктивно выплескивал свою
энергию. Здесь хочу сделать небольшую оговорку: помимо школьных занятий
малыша необходимо занять тем, что по душе именно ему, а не самим
родителям. Только в этом случае будет положительный результат.
-Некоторые родители слишком рьяно начинают готовить своего
ребенка к школе. И в первом классе он начинает скучать, ему
неинтересно, потому что он это уже знает…
- Это один из самых актуальных вопросов на сегодня. Многие
родители стараются вырастить из своих детей вундеркиндов. Еще до
поступления в школу, родители фактически обучают своего ребенка
программе всего первого класса. Естественно, малыш начинает скучать на
уроках, отсюда плохое поведение, потому что ему неинтересно слушать то,
что он уже знает. Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был
самым- самым… Но мамы и папы не понимают, что тем самым они наносят
вред не только здоровью своего ребенка, но с самого начала отбивают у
него охоту вообще учиться. «Зачем ходить в школу, если я уже это знаю?»
Заучивание букв, цифр, составление предложений - оставьте все это
учителю вашего первоклассника. Подготовка ребенка к школе со стороны
родителей должна заключаться в общем развитии: это развитие внимания,
памяти, логического мышления, речи.
-Разет Эльбрусовна, что Вы посоветуете тем родителям, которые предъявляют с самого начала завышенные требования к учебе…
- Это категорически делать нельзя. Позвольте ребенку сначала
привыкнуть к школе. Особенно это нельзя делать, если у ребенка с
рождения повышенная нервная возбудимость, утомляемость. В этом случае
чрезмерные требования, тем более физические наказания, могут
привести к нервному срыву, стрессу. Знаете, вспомнила один диалог:
вопрос первокласснику: «Как жизнь?», ответ: «Жизнь дала трещину на 11
лет» (улыбается).
Желаю всем родителям первоклассников учиться вместе с ребенком,
обязательно находить для этого время, не оставлять ребенка один на один
с его трудностями, не становиться сторонним наблюдателем, а быть
союзником. Такт, терпение, понимание со стороны родителей - и новый
этап в жизни их ребенка будет успешно преодолен.
Спасибо за беседу
Интервью взяла Аза Чимаева
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
www.grozny-inform.ru
|