На Урале начался эксперимент по раздельному обучению школьников
Первые на Урале классы девочек и мальчиков набрали в 34-й школе Каменска-Уральского.
Гендерное разделение первоклассников - требование времени. Оно вызвано
не столько стремлением к эксперименту, сколько желанием родителей.
Причем ни бюрократических бумаг, ни дополнительных расходов эксперимент
не потребовал. Школа эта современная, единственная на новый
микрорайон Южный на окраине Каменска, где в просвете улиц виден лес. В
районе все друг друга знают, и родители компетентно оценивают
достоинства педагогов и качество школьных программ. Судьбоносные вопросы
здесь решаются голосованием.
- Родители, извините за казенное выражение, - заказчики наших услуг.
Они сами выбирают программу и педагога, - рассказывает директор школы
Наталья Говорухина. - Когда родители дружно записали своих 24 сорванцов к
Татьяне Семеновой, мы предложили организовать раздельное обучение
мальчиков и девочек. Так и получилось у нас два первых раздельных
класса. Кому не понравилась идея, их дети пошли в три смешанных класса.
Татьяну Семенову, которая не раз становилась Учителем года, считают легендой, которой под силу приучить к школе шалунов.
В ставропольских школах эксперимент по раздельному обучению оказался на грани срыва Через
неделю после первого звонка ее ученики уже демонстрируют "чудеса
дрессировки". По команде "первый "В" сюда!" мальчишки, как цыплята,
слетаются к учительнице со всех концов школьного двора, тянут руки,
чтобы ее "заляпать". К постоянному фоновому шуму она привыкла: "Что тут
сделаешь? По природе мальчишки менее чувствительны к шуму, чем девочки".
Один из ее профессиональных секретов - в особом, учительском голосе,
ослушаться которого никому в голову не придет. "У меня само собой
получается ставить голос на особую ноту - как у певца", - признается
она. Так, ученику, который натянул куртку на голову, она едва ли не
ласково говорит: "Молодец, Никита, твоя мама сейчас бы тобой гордилась! -
и всем: - Стоим красиво, не позоримся". У такого учителя не забалуешь.
- Нам так повезло, что мы к ней попали, - взахлеб радуется одна из
мам. - Наше интернет-сообщество школьных родителей считает эту
учительницу просто волшебницей. У нее прекрасно учатся даже самые
гиперактивные мальчишки.
Татьяна открыто признается в любви к своей профессии. В школу она
пришла в 19 лет, в 1991-м - на копеечную зарплату, когда хуже учителей
жили только библиотекари и бродяги. Тогда единственная на микрорайон
34-я школа стала самой большой в городе - по одиннадцать классов в
параллели, учеников зачисляли в первый "Л" и первый "М". Ее самые первые
ученики уже приглашают ее на свои свадьбы. А ей до сих пор каждый день
приносит радость.
Фото: Александр Кожохин / РИА Новости www.ria.ru Физиолог: Нельзя собрать группу школьников, у которых все одинаково -
С мальчишками мне гораздо интереснее. Я сама мама мальчика, и мне они,
наверное, ближе. Они активные, более искренние, естественные, постоянно
придумывают что-то новое. А я люблю перемены: все бы шла да ехала, -
смеется она. - В начальной школе главное - не отбить желание учиться. В
угол я учеников не ставлю, оценок у нас еще нет, и я придумала
"похвалишки" - жетончики с надписями "умница", "молодец", "чистая
тарелка" - для тех, кто хорошо ест. Один из пап у меня спрашивает: "А
"поругашки" тоже будут?" Может, и сделаем...
Если Татьяна - блестящий практик, то Евгения Наумова, учитель
девочек, подкована в теории. Незадолго до гендерного эксперимента она
защитила магистерскую диссертацию как раз по раздельному обучению (хотя
ей и говорили, что тема отчасти фантастическая, и разве что ее внуки
смогут учиться раздельно).
- Я бы хотела, чтобы моя дочь так же училась с девочками: ей в первом
классе все время мальчишки на уроках мешали. Нам повезло, что родители
согласились на раздельное обучение. Оно более эффективно, потому что
детей разделила сама природа, - с энтузиазмом говорит Евгения. -
Например, у мальчиков внимание держится всего 30 секунд - им надо
постоянно давать что-то новое, а мы с девочками работаем на
аккуратность: по пол-урока пишем палочки, добиваясь совершенства. Потом
мальчишкам нужно соревноваться и побеждать. А девочки постоянно
нуждаются в одобрении...
Первый мальчишеский класс занимается в кабинете "Светофор" - с
дорожной разметкой на полу, шведской стенкой и общей атмосферой
спортивного праздника. Девчонки учатся за углом. Стены в "девчачьем
царстве" выкрашены розовым, всюду картинки и цветы: в их классе спокойно
и радостно.
На уроках труда девочек учат редким у современных подростков навыкам -
готовить, шить, вязать. Физкультура у них тоже девчачья, под негромкую
музыку - упражнения на гибкость, хореография. Мальчишек же готовят к
экстриму: уроки проводятся на скалодроме, зарядка - на свежем воздухе.
- У нас не монастырь: обучение раздельное, но воспитание совместное.
Деление по половому признаку нацелено на эффективную учебу. Социальные
навыки при этом не страдают, - объясняет директор Наталья Говорухина.
Вне уроков оба класса вместе - на переменах, во время 40-минутной
динамической паузы, на экскурсиях, классных часах. Учителя замечают, что
их общение уже богаче, чем у сверстников. Общение с противоположным
полом отличается от обыденных занятий. Мальчишки уже спрашивают: "А
когда мы к девочкам пойдем? Я для них в подарок цветочек сделал и
картину нарисовал".
Учителя географии, химии и других предметов ждут не дождутся, когда
экспериментальные, "раздельные" дети пойдут в пятый класс. Гендерную
разницу в восприятии материала педагоги прочувствовали на своем опыте.
Скажем, механика и двигатели внутреннего сгорания, которые мальчишки с
энтузиазмом изучают, для девочек - темный лес: им нравится оптика.
- А вне классов в мальчиках воспитывают мужчин и джентльменов, что
очень важно сейчас, когда все уже вволю наигрались с унисексом вплоть до
стирания границ между полами. Так что раздельное воспитание отчасти
компенсирует ущербность от отсутствия мужчин-учителей в школе, - говорит
Наталья Говорухина.
Все без исключения опрошенные взрослые завидуют "раздельным"
первоклашкам: "Эх, если бы нам в свое время можно было так учиться". А в
школе уже предвкушают выпускной вечер первых экспериментальных
учеников: "Это будет настоящий бал-на-весь-мир!"
Источник: rg.ru |