С 2009 года Единый Государственный экзамен стал единственной формой государственной итоговой аттестации и совмещает в себе выпускные школьные экзамены и вступительные в техникумы и вузы.
Федеральный закон о введении ЕГЭ подписан 9 февраля 2007 года Президентом РФ.
Данный способ оценки считается объективным и предполагает использование комплексов заданий, представленных в стандартизированной форме – контрольных измерительных материалов. Выполнение этих заданий дает возможность оценить, насколько усвоен учеником государственный образовательный стандарт.
Результаты ЕГЭ рассматриваются в качестве результатов государственной аттестации для учащихся учреждений среднего общего образования. Одновременно они засчитываются учреждениями среднего профессионального образования и высшими учебными заведениями страны в качестве итогов вступительного тестирования по тем или иным предметам.
Участники ЕГЭ, по его окончанию, получают свидетельство с результатами экзамена. Срок действия такого свидетельства ограничен и заканчивается 31 декабря того года, который является следующим после его получения.
Право на сдачу ЕГЭ в последующие годы имеют лица, которые ранее освоили программы среднего образования, в том числе и те, кто уже имеет свидетельство о результатах такого экзамена с неистекшим сроком.
Введение ЕГЭ имеет сразу несколько целей. Во-первых, это помогает обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютере. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенных вузах) и взяточничество.
Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены — новая задача для учителей.
Также ЕГЭ служит некой разгрузкой выпускников-абитуриентов, так как сокращается число экзаменов, вместо выпускных и вступительных абитуриенты сдают Государственные экзамены, их результаты одновременно учитываются и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. Более отдаленная цель — содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами. В сильные вузы при этом, вслед за более сильными абитуриентами, пойдет больше денег (по механизму ГИФО — «государственных именных финансовых обязательств»).
Несмотря на столь множественное количество позитивных целей новой формы оценки качества знаний учащихся, у общества, все-таки, разные мнения на это счет.
К ЕГЭ лучше относятся те, кто сдавал его, чем те, кто не сдавал. Из этого делается вывод, что критикующие ЕГЭ судят о нем "понаслышке", а представления их искажены "информацией в медийном пространстве". При этом не объясняется, почему же информация в медийном пространстве устойчиво негативна. А главное, упускается из виду, что сдававшие ЕГЭ просто не имели дела с альтернативной формой выпускных экзаменов и как раз по этой причине лишены возможности объективно оценить ее. Люди старшего возраста, как и работники просвещения, находятся в другой ситуации: они могут сравнивать то, что было, с тем, что есть теперь. И ставить под сомнение объективность их позиции вряд ли вполне корректно.
Автор статьи знает о прохождении ЕГЭ не понаслышке, так как сдала несколько экзаменов в текущем году и может рассказать, как проходит сдача данного экзамена на территории Чеченской Республике.
Номер школы, в которой должен проходить экзамен, выпускники узнают лишь в день сдачи ЕГЭ. Все идет по определенному плану. Выпускников, прежде чем распределить по аудиториям, проверяют на наличие телефонов и шпаргалок. В случаи обнаружения на экзамене телефона или шпаргалки, экзамен аннулируется без права на пересдачу в текущем году. В аудиториях установлены по две видеокамеры, а также присутствуют двое наблюдателей, поэтому приходится рассчитывать только на себя и свои знания.
С одной стороны это хорошо, если успешно сдать экзамен, можно поступить в любой вуз на бюджетной основе. С другой же стороны, если не сдать один из обязательных предметов, выпускник не получает даже аттестат.
ЕГЭ сдавать, безусловно, трудно, но если хорошо подготовиться и набрать высокие баллы, можно поступить также в любой вуз за пределами региона. Если же лениться и не уделять должного внимания подготовке к экзаменам, ЕГЭ, конечно, сдать не удастся. Госэкзамены нельзя назвать легкими, требуется немалое количество информации. Тот, кто готовится к ЕГЭ, хочет поступить и учиться в хорошем вузе, безусловно, сдаст его, остальные же зря растрачивают свое время.
Как не просто сторонний наблюдатель, а участник экзаменационного процесса, могу объективно сказать, что в ЕГЭ нет ничего запредельно сложного. Все, что входит в данный экзамен изучается школьниками в течение одиннадцати лет. Не стоит переживать и бояться, нужно просто готовиться и быть абсолютно спокойным, тогда все получится.
Хава Темирова
Все права защищены. При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.
Информационное агентство "Грозный-информ"
|