Детский кружок в 25 раз дешевле колонии для несовершеннолетних
Министерство
образования задумало новую реформу. Поскольку предыдущие уничтожили
почти все – от школы до Академии наук, дело осталось за малым. За так
называемым «дополнительным образованием». Это кружки, секции,
углубленные факультативы: там дети занимаются тем, что им действительно
интересно.
Куда исчезли Дворцы пионеров
Люди моего поколения помнят времена, когда и школьные кружки, и
занятия во Дворцах пионеров были бесплатными. У меня есть знакомые -
ныне уважаемые профессора, авторы замечательных книг, бегавшие в свои
школьные годы во Дворец пионеров на Ленинских (Воробьевых) горах. Они с
благодарностью вспоминают то время: в кружках с ними занимались
специалисты высочайшего класса, они получили там то, чего школа дать не
могла.
В постсоветское время все изменилась: многие занятия стали платными.
Это можно было бы списать на неразбериху 90-х (тогда государство
перестало финансировать дополнительное образование из федерального
Центра). Но с каждым годом ситуация ухудшалась: дополнительное
образование добило принятие в середине 2000-х 131-го закона, который
спустил финансирование этой сферы на самый низший уровень - уровень
муниципалитетов. Там, где были деньги и добрая воля руководителя, –
ситуация оказывалась терпимой. Но для дотационных регионов, а значит,
для большинства больших и малых городов и сел необъятной родины, она
стала гибельной. И вступивший в силу с 1 сентября 2013-го года новый
закон «Об образовании» ничего не исправил, хоть и «поднял»
финансирование дополнительного образования на уровень региона. Но,
поскольку механизм такого финансирования в документе не зафиксирован (в
законе нет формулировки, обязывающей субъекты федерации выделять
субвенции местным бюджетам для поддержки дополнительного образования),
это изменение чисто номинальное. Ведь регион сам будет решать, может ли
он выделить на это деньги. И опять же: дотационные с такой нагрузкой не
справятся. Это значит, что детские кружки и секции станут платными.
Контрреформа
Вместо того, чтобы хотя бы зафиксировать в законе обязательность
перечисления региональных денег на дополнительное образование (а заодно
отменить многие ранее принятые законы), Министерство образования решило
пойти другим путем. Новый замминистра Вениамин Каганов сообщил недавно,
что, поскольку дополнительное образование детей в нашей стране
неэффективно, нужно приступить к его реформе. Во-первых, зарплата
педагогов дополнительного образования к 2014-15 годам должна сравняться
со средней по экономике. И при этом занятия предписано проводить
профессионалам, специалистам в тех областях, «по которым они преподают».
«Так, занятия по аэрокосмическому моделированию стоит вести не просто
выпускникам педагогических вузов, а инженерам», - считает заместитель
министра. Кто бы спорил! Но как это сделать? Ведь в кружках чаще всего
работают совместители. А от них сейчас везде избавляются. Кто им
назначит зарплату, соизмеримую со средней по экономике региона? На самом
деле, нужно было бы просто ввести для этих людей разумную почасовую
оплату, сравнимую с суммой, которую в регионе платят репетитору.
Еще одна революционная идея – перевести дополнительное образование на
нормативно-подушевое финансирование. И тогда получится: если в один
кружок записалось много народу, значит, он нужен (туда и пойдут
государственные деньги), а если народу мало – нет. Однако на деле и это
чисто популистское предложение. Например, есть кружки для способных
математиков, где занимается совсем немного народу: там трудно, и не все
могут справиться с такими заданиями. Так что, их будут финансировать
хуже, чем кружок кройки и шитья?
Есть, правда, в этой реформе и интересные нововведения: Вениамин
Каганов рассказал о центрах технологической поддержки, которые были
созданы на базе 15 московских вузов. Туда набирают школьников, которые
занимаются наукой и готовятся в центрах к олимпиадам. Для этого там
установлено современное оборудование, например, оптические 3D-сканеры
(МГТУ Станкин, например, будет учить школьников 3D-моделированию).
Для того, чтобы усилить дополнительное образование (речь почему-то
идет лишь об инженерной или айтишной сфере), будет привлечен бизнес: АФК
«Система» совместно с «Интел» создаст 32 центра высоких технологий для
дополнительного образования.
Что же в действительности происходит сегодня? В богатых регионах
(например, в Москве) ситуация более или менее приличная. Хотя и здесь
масса проблем: бесплатные кружки часто достаточно убогие, в них
устаревшая аппаратура. Зато платные бывают очень хорошими (например,
робототехника в Политехническом музее – прекрасная. Но занятие стоит
1200 р.). И все-таки доступные кружки в Москве есть. Дотационные же
регионы радостно рапортуют начальству, сколько кружков они сделали
платными. Они правильно поняли свою задачу: главное – не беспокоить
бюджет.
Школы
Совсем плохо обстоит дело с кружками и секциями в школах. Из-за
перехода на новую систему оплаты труда учителей - нормативно-подушевое
финансирование, - а еще из-за того, что зарплата учителя теперь
складывается из базовой и стимулирующей части (деньги на последнюю нужно
искать из внутренних резервов), ставки «ненужных» учителей –
дополнительного образования, дефектологов, психологов – сокращают.
Освободившиеся средства идут на зарплаты учителей основных предметов
(их-то не уволишь). Этому процессу способствует и то, что государство
призвало школы довести зарплату учителя до средней по экономике. В итоге
директора сокращают лишние ставки, чтобы повысить зарплату учителям
базовых предметов. Сегодня идет массовая оптимизация расходов на
образование. Хотите кружки? Пожалуйста – платите! В итоге, дети из
провинции, которые раньше, благодаря бесплатным кружкам по физике,
математике, могли поступить и в Физтех, и в МГУ, теперь лишены этой
подготовки. Кружки там стоят 3 тысячи рублей в месяц (для провинции это
много). Сокращаются ставки людей, которые ведут в школе углубленную
математику и т.д.
Бывают исключения. Есть потрясающие директора, которые понимают, что
кружки и факультативы нужны. В московской физматшколе №2007(она
находится в спальном Южное Бутово и занимает первое (!) место в Москве
по числу победителей в математических олимпиадах) - 50 бесплатных
кружков. Но из-за этого учителя там получают не так много, как
преподаватели школ, где кружки закрыли, и никаких достижений нет. По
словам директора 2007-й школы, Алексея Бунчука, «нам отдельных денег на
кружки не дают. Выделяют общую субсидию (по нормативно-подушевому
финансированию на каждого ученика полагается определенная сумма)... Так
вот, и за уроки, и за кружки мы должны платить из той суммы, которая нам
полагается. И получается, что зарплаты учителей в нашей школе только
чуть выше, чем в обычной. Хотя, конечно, хотелось бы доплачивать
учителям, которые добиваются высоких результатов (во многом за счет
кружков). А есть школы, в которых вообще нет никаких результатов.
Бесплатные кружки они закрыли, учителей посокращали. Каждый оставшийся
ведет не 20-25 часов в неделю, а 40 (учителей-то осталось мало). Зато у
оставшихся – высокие зарплаты. Есть школы, где средняя зарплата по 100
тысяч! А результатов у них – никаких. Такая у этих школ политика».
Эта тенденция будет усугубляться: по новым стандартам образования все, что превышает стандарт - станет платным.
Риски
На самом деле это не только образовательная, но и социальная
проблема. В итоге уже 80% российских школьников не знают, чем им
заняться после уроков, и неизбежно оказываются на улице. Может быть,
оттого сегодня в России 63 колонии для несовершеннолетних (в 1913-м была
одна – Икшанская). При этом в ситуации, когда правят бал деньги, очень
странно, что государство их не считает: ведь содержание ребенка в
колонии стоит 120 тысяч рублей в год, а на одного ребенка в системе
дополнительного образования уходит всего 5-7 тысяч.
Источник: russ.ru |