Организация питания в общеобразовательной школе
Наблюдения показали, что дети, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость. В связи с этим в задачу медицинского и педагогического персонала школы входит добиваться 100% охвата школьников горячими завтраками. Для этого необходима систематическая разъяснительная работа среди детей и их родителей о роли и значении питания для сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности, успеваемости и физической выносливости.
Установлено, что во время пребывания в школе суточные энергозатраты школьников младших классов в среднем составляют 2092—2510 Дж (500— 600 ккал), 'среднего и старшего школьного возраста 2510—2929 Дж (600—700 ккал), что равно примерно 'Д суточной потребности в энергии и основных пищевых веществах. Эти энерготраты необходимо восполнять горячими школьными завтраками. В школах и группах продленного дня дети должны получать завтрак и обед, а при длительном пребывании в школе — и полдник. Для детей 6-летнего возраста в школах рекомендуется организовывать 3-разовое питание (горячий завтрак) обед и полдник), при этом полдник составляет 10% суточной энергетической ценности рациона.
При определенном распорядке дня учащихся рекомендуется соблюдать соответствующий режим питания (табл. 16).
Таблица 16. Примерный режим питания школьников
Наименование рациона |
Учащиеся |
|||
1-я смена (начало в 8.30) |
2-я смена (начало в 13.00) |
|||
1—5-е классы |
6—11-е классы |
1—5-е классы |
6—11-е классы |
|
Домашний |
||||
завтрак |
7.30- |
-8.00 |
8.00 |
|
2-й завтрак |
10.15 |
11.00 |
— — |
|
Обед |
13.30—14.30 |
15.00 |
12.00—13.00 |
|
Полдник |
16.30 |
17.00 |
14.30 15.30 |
|
Ужин |
19.00—19.30 |
20.00—20.30 |
19.00—19.30 20.00—20.30 |
Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка; обед — из закуски, первого, второго и сладкого блюда. На полдник рекомендуется 200 г молока или молочнокислых продуктов с хлебом или булочкой.
Учащиеся общеобразовательных школ обеспечиваются рациональным питанием, разнообразным на протяжении дня и учебной недели. При организации питания предпочтение отдается щадящему питанию. Такое питание предусматривает специальную кулинарно-технологическую обработку продуктов: мясо и рыбу отваривают или готовят в рубленом виде на пару; крупы разваривают до мягкости; допускается легкое запекание блюд, исключается жарение. Из рецептур блюд полностью исключается костный бульон, уксус заменяют лимонной кислотой, кулинарный жир и маргарин — сливочным маслом.
Примерное 12-дневное меню рационов питания учащихся общеобразовательных школ для различных возрастных групп (6—10 и 11 —17 лет) представлено в Методических указаниях по организации рационального питания для учащихся общеобразовательных школ, утвержденных Министерством торговли СССР 26.12.85 г. по согласованию с Министерством здравоохранения СССР. На основании предложенных примерных меню составляют варианты применительно к конкретным условиям с учетом климатических, национальных и других особенностей питания.
Для обеспечения всех учащихся общеобразовательных школ горячим питанием нужна соответствующая материально-техническая база. Организация питания учащихся по месту учебы осуществляется, как правило, в школьных столовых, состав и площади которых зависят от количества классов и численности школьников в них. Объемно-планировочные и конструктивные решения школьных столовых, санитарно-техническое и электротехническое их обеспечение, противопожарные и другие требования должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам, а также санитарно-гигиеническим и санитарно-противоэпидемическим нормам и правилам, предъявляемым к предприятиям общественного питания.
Обеденные залы школьных столовых должны иметь удобную конфигурацию, быть художественно-эстетически оформлены, оборудованы мебелью, соответствующей ростовозрастным особенностям школьников. Они должны быть обеспечены эффективной вентиляцией и отоплением; в них не должны проникать испарения и запахи из кухни, шум из производственных помещений пищеблока.
При организации питания школьников следует использовать фарфорово-фаянсовую и сортовую стеклянную посуду, а также металлическую посуду при обслуживании с помощью линии «Эффект». Не рекомендуется алюминиевая и запрещается эмалированная и пластмассовая (тарелки, кружки и др.) посуда.
В столовой за каждым классом закрепляют столы. Питание школьников организуют в соответствии с графиком, который разрабатывают исходя из режима учебных занятий руководитель столовой вместе с директором школы, родительским и ученическим комитетами. Соблюдение посещения столовой контролирует дежурный педагог.
Оплата питания учащимися должна осуществляться, как правило, по безналичному расчету, путем приобретения абонементов. Это позволит обеспечить учащихся гарантированным горячим питанием, с большей достоверностью определять дневную потребность школьной столовой в сырье и готовой продукции, улучшить качество и культуру обслуживания. Для улучшения обслуживания школьников следует использовать систему предварительного накрытия столов дежурными учащимися под руководством дежурного преподавателя скомплектованными рационами питания (особенно в небольших и средних по вместимости школьных столовых). В столовых большой вместимости рекомендуются механизированные линии «Эффект» в школьном исполнении. Перспективным является организация столов саморасчета (витаминные, чайные и т. п.) с реализацией ограниченного ассортимента продукции (овощные салаты, соки, чай, мелкоштучные булочно-кондитерские изделия и др.), дополняющей основной рацион питания школьников.
В совершенствовании организации и повышении эффективности питания учащихся в общеобразовательных школах, его развитии перспективным следует считать создание по территориально-производственному признаку крупных специализированных объединений (комбинаты, тресты) школьного питания. Базовым предприятием их должны быть предприятия (фабрики) полуфабрикатов и кулинарных изделий.
Все виды полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских, мучных, хлебобулочных и других изделий в школьные столовые завозят централизованно (ежедневно) специализированным автотранспортом небольшой грузоподъемности в прошедших санитарную обработку лотках, контейнерах и других емкостях.
Контроль за работой школьных столовых осуществляется медицинскими работниками, администрацией школы, специалистами объединения школьного питания, треста общественного питания, а также общественными организациями.
Персональная ответственность за соблюдение требований санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в школьной столовой, а также за организацию питания учащихся в целом возлагается на директора школы и руководство объединения школьного питания.
Важную роль в организации контроля за качеством питания школьников играет медицинский работник школы. Он осуществляет постоянный (ежедневный) контроль за качеством питания, а также поступающего сырья и продуктов, следит за соблюдением санитарных требований к состоянию и содержанию школьных столовых, участвует в проведении витаминизации блюд, проводит обследование учащихся для выявления нуждающихся в диетическом питании и др.; входит в состав бракеражной комиссии наряду с заведующей производством (повар-бригадир) школьной столовой, представителем администрации школы (дежурный педагог), членами родительского и ученического комитетов. Без бракеража не должна поступать в реализацию ни одна партия приготовленных блюд и изделий. Готовую продукцию проверяют по мере ее изготовления и результаты проверки записывают в бракеражном журнале.
Периодический контроль за работой школьных столовых осуществляется представителями госторгинспекции, специалистами вышестоящих организаций (трест, управление) общественного питания и органов народного образования, а также работниками СЭС.
При проверках школьных столовых особое внимание обращают на соблюдение норм вложения сырья и выхода готовой продукции, технологию приготовления блюд и изделий, порядок ценообразования, соблюдение санитарных правил «Условия, сроки хранения особоскоропортящихся продуктов» СанПиН 42-123-4117--86 от 20.06.86 г., а также обработку использованной столовой и кухонной посуды. Результаты проверок заносят в санитарный журнал.
Проверку производственных и складских помещений проводят в санитарной одежде и в сопровождении представителя школьной столовой.
При организации питания детей, находящихся в интернатных учреждениях (школы-интернаты, детские дома, интернаты при общеобразовательных школах), следует руководствоваться методическими рекомендациями «Организация питания детей в детских домах и школах-интернатах», разработанными Институтом питания АМН СССР и утвержденными Министерством здравоохранения СССР (1984) по согласованию с Министерством просвещения СССР.
В детских санаториях, в санаторных пионерских лагерях круглогодичного пребывания детей при организации питания должны учитываться медицинский профиль учреждения, специфика патологического процесса,, возрастной состав учреждения. Энергетическая и пищевая ценность питания в этих учреждениях должна быть выше за счет равномерного увеличения всех основных компонентов питания.
Питание в подобных учреждениях, как правило, 5-разовое, включающее второй завтрак и полдник. В отдельных случаях полдник может быть заменен на выдачу перед сном молока или молочнокислых продуктов.
Для обеспечения всех учащихся школ горячим питанием нужна соответствующая материально-техническая база. В школах, построенных в последние годы, для организации питания детей предусматриваются специальные столовые: доготовочные, рассчитанные на работу с полуфабрикатами (в школах на 1133 и более учащихся); заготовочные, снабжающие сырьем (в школах на 8—20 классов). В школах ранней постройки, а также в неполных средних школах на 192 учащихся, как правило, предусмотрены буфеты или столовые-раздаточные. Снабжение столовых-доготовочных полуфабрикатами и столовых-раздаточных (буфетов) готовой продукцией осуществляется школьно-базовыми столовыми. Последние наряду со специальными цехами школьного питания фабрик-заготовочных получили самое широкое распространение во всех регионах страны.